Наливные суда (танкеры, химовозы и газовозы)

Получив в свое распоряжение средство для перевозки грузов по морю, человек сразу же столкнулся с проблемой пресной воды на судне. Сначала это была вода в бочках и глиняных сосудах, и по мере увеличения расстояний, на которые уходили корабли от родных берегов, проблема становилась все острее и острее.

Достаточно сказать, что через два – три месяца плавания в тропиках, когда живые животные съедались командой, а засоленное и копченое мясо большей частью портились, вода в бочках задыхалась и в ней начинали размножаться вредные бактерии. Люди, используя такую воду, через короткое время заболевали и даже умирали. Чтобы этого не происходило, суда должны были заходить в какие-то порты или подходить к необитаемым, порой совсем незнакомым островам, чтобы пополнить запасы воды. Этим очень ловко пользовались кровожадные безжалостные пираты, поджидая такие суда у известных им «водопоев».

Так было до тех пор, пока в 19 веке не появились суда со стальными корпусами. Сразу же моряки увидели, что такие суда могут перевозить такую нужную для экипажа воду в специально выделенных для этого отсеках. Эти отсеки назвали «танками». Танк – это отсек, часть стенок которого – это сам корпус судна. Кроме танков на судах есть и цистерны, то есть емкости, которые не касаются корпуса. В таких танках есть вентиляция и поэтому вода долго не портится. Чтобы еще дольше хранить воду, поверхность стенок танках белится специальным известковым раствором, а в наше время красится специальными красками, предупреждающими развитие в воде болезнетворных бактерий.

Так была решена проблема перевозки воды для команды и с изобретением паровой машины – для котлов, так как воды для них понадобилось очень много! С переводом котлов на мазут вместо угля, а кроме того, когда появились дизельные двигатели, в танки стали заливать топливо для них – мазут и дизельное топливо.

Появление судов со стальными корпусами решило не только эту проблему. С самых древних времен человек торговал такими товарами как масло и вино. Перевозились так же, в глиняных больших сосудах или деревянных бочках. Теперь же люди получили возможность перевозить эти грузы в танках. Практически сразу с появлением паровых машин появились суда, которые специально предназначались для перевозки топлива.

Например, когда военная эскадра отправлялась в дальний поход, вместе с ней шли несколько тяжелых танкеров с топливом, пополняя запасы военных кораблей. Вслед за военными, идею подхватили и коммерсанты. Небольшие наливные суда повезли вино, масло, нефть и просто пресную воду туда, где ее не было.

Первые танкера были грузоподъемностью 100 – 500 тонн, потом, вслед за появлением более мощных двигателей стали появляться танкера на 1000 тонн и с каждым годом все большей и большей грузоподъемности. К середине 20 века некоторые танкера достигали грузоподъемности 10 тысяч тонн.

Когда была открыта нефть на аравийском полуострове, танкерный флот стал развиваться стремительно. Нефть в колоссальных количествах перевозилась из Персидского залива в Америку, Японию и судов все больше и больше не хватало для перевозки тех объемов нефти, которые продавались и покупались в мире. И вот тогда, в начале 70-х годов прошлого, 20 века начался бум строительства так называемых супер-танкеров.

супертанкер

супертанкер

супертанкер

Лидерами в создании супер-танкеров явились США и Япония. Начав с танкеров на 50–70 тысяч тонн, вскоре они построили танкеры на 150, 250, 350 и, наконец, 500 тысяч тонн!

супертанкер

супертанкер

Что такое танкер, перевозящий от 250 и больше тысяч тонн, представить довольно трудно. Достаточно вспомнить, что тяжело нагруженный железнодорожный состав берет примерно 50 ЖД цистерн по 60 тонн в каждой , то есть 3000 тонн, следовательно в танкер на 300 тысяч тонн входит примерно 5000 железнодорожных цистерн или больше 100 тяжеловесных железнодорожных состава.

танкер

танкер

Размеры такого танкера очень впечатляют. Длина примерно 350 метров, ширина – примерно 60 метров, а осадка (на сколько судно погружено в воду) – примерно 16-17 метров. Чтобы представить себе что это такое реально, давайте прикинем, каковы размеры стандартного пятиэтажного дома на 4 подъезда. Они такие: длина 70 метров, ширина 12 метров и высота – 16 метров

Итак, строим наш танкер: в длину (350 метров) нужно поставить 5 таких домов по 70 метров, в ширину (60) – тоже 5 домов шириной по 12 метров. В высоту – пять этажей.

Представили себе пароходик такой, размеров в 20 подъездов длиной шестиэтажный дом шириной в пять таких домов? И эта махина плавает по морям и океанам и управляет ею экипаж в 15 – 18 человек всего. Ездят они по палубе на мотороллерах или велосипедах – кому как нравится. А загружается такой танкер и выгружается за 1,2 – 2 суток всего!

Для таких огромных судов нужны специальные причалы, которые обычно выступают далеко в море. Такие танкеры очень серьезно обеспечиваются разными службами, чтобы не произошло катастрофы – столкновения или посадки на камни. Такие катастрофы ужасны по своим последствиям для природы. Потом, как-нибудь, мы поговорим о таких катастрофах. Их было уже несколько на нашей планете.

Кроме таких гигантов по-прежнему нужны и танкеры поменьше, способные перевозить разные грузы. Это и известные уже нам нефтепродукты, масла, вино, но сегодня существуют и так называемые химовозы, которые перевозят очень опасные химические вещества, нужные для химической промышленности и зачастую являющиеся ядами. Эти суда – особые и сделаны они так, чтобы ни в коем случае не допустить разлива этих веществ или даже попадания паров этих вещей в атмосферу.

танкер

танкер

танкер

А еще в последние десятилетия появились суда, перевозящие даже сжиженный газ в страны, куда невозможно или очень далеко тянуть трубопроводы.

танкер

танкер

танкер

танкер

(Виктор Федоров)