Балкеры

ПТак называются суда, перевозящие насыпные грузы, от английского “in bulk”- насыпью. Такие перевозки очень и очень развиты в мире. Это всяческое зерно, уголь, руды, соли, удобрения, металлы в слитках, щепу (древесные опилки для производства бумаги) и даже тальк! Казалось бы, чего проще – насыпай в трюм любого судна груз и вези себе!

Все, оказывается, гораздо сложнее чем это кажется на первый взгляд. Вся проблема состоит в том, что насыпные грузы имеют некоторые, прямо скажем, неудобные свойства! Первое и основное – они имеют сыпучесть, то есть способность пересыпаться с борта на борт совсем как жидкость. Второе, основная масса насыпных грузов - очень тяжелый груз. Например, некоторые руды весят в 5 – 10 раз тяжелее воды. То есть, если насыпать такую руду в обычный стакан, вмещающий 200 грамм воды, то стакан будет весить 1 – 2 килограмма!

Таким образом, если в трюма можно погрузить не больше чем треть или половину его объемов, остальной объем будет пустым. Если погрузить полный объем, то судно просто не выдержит веса этого груза и утонет прямо у причала! Ну и что же с этого, скажете вы? Пусть будет половина! Так вот, вся загвоздка именно в том и состоит, что очень тяжелый сыпучий груз может легко сместиться на один борт и судно просто-напросто перевернется.

Чтобы понять как это происходит, налейте в тазик воды и, взяв его двумя руками, попробуйте накренить и покачать его. Вы сразу ощутите, что такое переливающаяся жидкость с большой свободной поверхностью!

Таких случаев переворачивания судов от смещения груза в мировом судоходстве очень много. Суда, перевозящие руды, зерно или тальк и не приспособленные для этого, гибли от пересыпания груза на один борт при резком крене на крутом повороте или во время шторма. Два моих однокашника по морскому училищу именно так погибли в 1974 году со всем экипажем в 45 человек на теплоходе «Тикси», перевозящем тальк в трюмах из Австралии на Японию.

Как же решена эта задача на балкерах? Довольно просто! Все трюма разделены по ширине на два-три и представляют собой узкие, высокие отсеки, зауженные книзу. Таким образом, сколько ни нагрузи по высоте – груз не пересыпается, потому что мала свободная поверхность груза!

Размеры судов, перевозящих навалочные грузы, поражают не менее танкеров. Сегодня по морям и океанам бегают балкеры, везущие по 150 – 170 тысяч тонн груза! Чтобы представить себе такую массу груза, вспомним, что железнодорожный вагон вмещает в себя 60 тонн угля. Простым арифметическим действием получим, что судно везет 2 600 – 2 700 вагонов угля или 60 – 70 тяжеловесных железнодорожных составов по 40 вагонов!

Какие же размеры у таких судов? Размеры внушительные! Судно, перевозящее 150-160 тысяч тонн, имеет длину 250 – 290 метров и ширину 40 – 45 метров. Осадка или подводная часть такого судна в полном грузу составляет 16 – 18 метров (высота 5 – 6 этажного дома). Сами балкеры могут иметь специальные погрузо-разгрузочные устройства, а могут и не иметь, рассчитывая только на береговые.

Балкер грузоподъемностью 180 тысяч тонн

Балкер грузоподъемностью 180 тысяч тонн

Балкер на 40 тысяч тонн с кранами

Балкер на 40 тысяч тонн с кранами

Балкер на 20 тысяч тонн с перегрузочными машинами

Балкер на 20 тысяч тонн с перегрузочными машинами

Балкер на 160 тысяч тонн

Балкер на 160 тысяч тонн

Балкер на 120 тысяч тонн

Балкер на 120 тысяч тонн

Балкер на 80 тысяч тонн

Балкер на 80 тысяч тонн

Щеповоз на 20 тысяч тонн

Щеповоз на 20 тысяч тонн

Чтобы перевезти такое количество угля, например, нужно же его сначала погрузить! Для погрузки таких огромных судов существуют специальные комплексы – терминалы. На таких терминалах предусмотрено все! Выгрузка из вагонов осуществляется путем опрокидывания их в специальной машине. В нашей стране вагоны с углями зимой идут по Сибири и перед опрокидыванием в специальной камере они почти мгновенно оттаиваются Затем уголь по ленте транспортера бежит или в погрузочную машину, непрерывно подающую груз в трюм или в огромные кучи-склады, ожидающие прихода своего судна.

Угольный комплекс в порту Восточный

Угольный комплекс в порту Восточный

Перегрузочный терминал на две причальные линии

Перегрузочный терминал на две причальные линии

Комплекс со складами разных углей

Комплекс со складами разных углей

Производительность, к примеру, современного угольного терминала в порту Восточный – от 50 до 80 тысяч тонн в сутки на каждую причальную линию, а их на этом терминале две! Таким образом, такая махина грузоподъемностью 150-160 тысяч тонн грузится всего за двое суток! В год этот терминал способен отправить в море до 30 миллионов тонн угля! Главное – чтобы уголь подвозила железная дорога и подходили под погрузку суда!

(Виктор Федоров)