Как отучить ребенка сосать палец или соску

Как уже упоминалось в статье «Несколько слов о кормлении грудью», сосательный рефлекс особенно выражен у младенца непосредственно после рождения. Этим и объясняется тот факт, что некоторые дети, едва появившись на свет, немедленно суют пальцы в рот. Позднее большой палец часто бывает для младенца более аппетитен, чем пустышка. И по психологическим причинам очень важно, чтобы младенец сразу после рождения взял грудь (во многих родильных домах это практикуется все чаще), так как этим, а также частым кормлением грудью в первые дни и недели может быть предотвращено увлечение младенца собственным большим пальцем, в результате чего формируется соответствующая привычка. Привычка сосать большой палец опасна тем, что может быть деформировано нёбо. К тому же ребенок, привыкнув иметь палец в своем распоряжении, будет прибегать к его помощи и в возрасте отнюдь не сосунковом, попадая в определенные ситуации. Поэтому важно приучить новорожденного к соске, соответствующей его форме рта, если уж его сосательная потребность настолько сильна, что без этого не обойтись.

Сосательную потребность надо рассматривать в первую очередь как имеющую физиологическую природу. Большинство детей в первые месяцы своей жизни нуждаются в пустышке или большом пальце как в успокаивающем средстве, которое помогает им легче заснуть и создает чувство защищенности и уюта. Поэтому под рукой всегда должна быть чистая пустышка удобной формы. Однако подрастая и все более дифференцированно воспринимая окружающий мир, ощущая заботливую руку родителей и тепло родной семьи, проникаясь все большим интересом к внешнему миру и получая все больше интересных впечатлений, ребенок в конце концов забывает про соску и использует ее только затем, чтобы заснуть, а потом и вовсе отказывается от нее.

Если ребенок сначала научился пить из чашки (семь-восемь месяцев), еду ему также следует подавать в чашке, чтобы быстрее забылась бутылочка. Переход от бутылочки к чашке очень важен для подавления сосательной потребности. Ни в коем случае нельзя давать ребенку соску (если он только сам настойчиво не будет требовать ее), например, во время игры, при выходе на прогулку и т. д. Такие действия могут превратить сосательную потребность в привычку держать во рту соску.

Важно также, чтобы ребенок мог удовлетворить свою потребность манипулировать предметами, развивая пальчики. У него всегда должны быть под рукой игрушки, чтобы, занимаясь ими, он отвлекался от соски.

Спокойная теплая семейная атмосфера вызывает у ребенка чувство защищенности, способствует его общему физическому и духовному развитию, воспитывает у него самостоятельность, создает наилучшие предпосылки для того, чтобы освободить его как можно скорее (самое позднее — на втором году жизни) от привычки сосать пустышку или большой палец.

В том случае, если ребенок к концу ясельного возраста все еще не может расстаться со своим «утешителем», надо попытаться, действуя очень деликатно, убедить малыша расстаться с соской.

Так, к трехлетней Мануэле пришел Дед Мороз и попросил ее подарить ему свою пустышку, а взамен она получила плюшевого медвежонка.

Другая мама смогла уговорить своего сына расстаться с соской, объяснив ему, что маленькому ребенку соседей «она гораздо нужнее». Такие продуманные действия помогают ребенку действовать осознанно, и они гораздо более предпочтительны, чем просто запретительные меры (измазать пустышку краской, спрятать и т. д.), которые могут только обострить ситуацию отвыкания. Разумеется, в такие моменты надо проявлять к ребенку особое внимание и относиться к нему с большой нежностью, чтобы потеря «утешителя» прошла менее болезненно. На ночь хорошо спеть ребенку колыбельную песенку, при этом поглаживая его пальчики, которые он обычно использует вместо соски.

К оглавлению "Первые три года жизни"