Буква К Звуки, которые она обозначает
Урок чтения по теме:
Учитель: Козлова Лариса Алексеевна, МОУ - СОШ 7 города Белгорода
Тема: Буквы "К , к". Звуки [ к, к'].
Цели: Познакомить с новой буквой, совершенствовать умение слышать звуки, сопоставлять их по мягкости - твердости, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня у нас радость, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".
С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. Что же нам сегодня понадобится на уроке? Спросить у детей, что им пожелали, что они пожелали своему соседу. Замечательно. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, терпение, старание и, конечно же, умение слушать и слышать друг друга.
- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ( внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)
А что же мы будем делать на сегодняшнем уроке?
Выслушать ответы детей. (Читать, работать с моделями, учиться правильно произносить и слышать звуки, учиться читать)
Учитель: И даже знакомиться с новой буквой.
Обратить внимание на серию картинок (Кит, коляска, кисточка, клубок...) На какие две группы можно разделить все эти картинки?
Выслушать ответы детей. Если дети затрудняются, вызвать команды "Камень" и " Вата". Дети разбивают картинки на две группы: слова, начинающиеся на твердый согласный звук и на мягкий.
Учитель: Сейчас я буду показывать вам буквы, изученные ранее, вы будете их называть, а когда увидите букву, которая обозначает звуки [к] или [к'] или незнакомую вам букву, то похлопаете в ладоши.
Учитель показывает буквы, букву К показывает последней.
Дети хлопают в ладоши.
Учитель: Вот вы и похлопали новой букве. Может кто-то из вас с ней познакомит? Как называется эта буква? Выслушать ответы детей.
Работа с книгой.
Дети читают сочетания буквы К с гласными буквами. Далее учитель предлагает детям прочитать те сочетания, где буква К обозначает мягкий звук [К'], а затем твердый звук [К].
Далее дети сравнивают модели слов "кит" и "кот".
Чем они похожи? Чем отличаются?
Работа в парах:
Дети на местах составляют модель слова " Котик". Варианты их ответов сравниваются с моделью на доске.
Физминутка
Две руки хлопают,
Две ноги топают.
Два кулачка вращаются.
Глазки закрываются,
А ротик улыбается
Ручки вытянем вперед,
А потом свои ладошки повернем наоборот
И похлопаем немножко.
Далее читаются слова в столбиках.
Среди прочитанных слов дети находят многозначное. (Кран).
Объясняют смысл слов "Кран" ( подъемный, водяной).
Спросить у детей какие еще многозначные слова они знают.
Выслушать ответы детей.
Далее учитель предлагает учащимся услышать многозначное слово в четверостишии:
В класс пришел - не хмурь лица.
Будь внимателен всегда.
Ты не зритель и не гость,
А занятий наших гвоздь.
Учитель:
Слышали ли вы выражение "Гвоздь программы"?
Вот так и каждый из вас на уроке является главным человеком, и без работы каждого из вас у нас на уроке ничего бы не получилось.
Далее читается текст. Затем проводится выборочное чтение по вопросам учителя.
На доске напечатаны слова:
- Окунь
- каша
- волк
- рука
Слова прочитываются хором.
Затем учитель предлагает учащимся прочитать слова в порядке перемещения буквы К.
Работа в группах у доски и на местах.
Учителем предлагаются следующие задания:
Задание 1.
Составить слова из двух столбиков
Бел Ра
Коб к
Вол ка
Ос лик
Задание 2
Найди дорожку.
Дети соединяют буквенную запись слова с моделью этого слова.
Физминутка
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Мы ладошки сложим вместе, словно их скрепили тестом
Начинаем опускать, только чур не разжимать.
Задание З
По картине отметить слова, которые начинаются с буквы К.
Задание 4.
От большего к меньшему составляется рассыпанное слово
а л д к Собирается слово: Клад"
После выполнения задания проверяются.
- Как называют людей, которые ищут клад?
Выслушать ответы детей. - А какое слово спряталось в слове клад?
Оно означает важное понятие, которое дороже любых денег. Не зря говорят: "Не нужен клад, коли в семье лад".
- А что обозначает слово "лад"? ( Мир, согласие)
Каждому ребенку дан листочек на котором напечатаны буквы:
а, о, ш, к, н, и, с.....
Учитель читает загадки, дети их отгадывают и подчеркивают букву, о которой говорилось в загадке
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла
До того она кругла
Покатиться бы могла (О)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок (с)
На этой букве как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки (н)
Затем дети выписывают эти буквы и составляют с ними слова (нос, сон) Заключительная часть урока Учитель предлагает детям взять карандаши цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию, читает им текст, а ученики ставят отметку, когда услышат твердый звук [к] и мягкий звук [к'].
Текст:
Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота! Выслушать ответы детей.
Учитель говорит о том, что на следующих уроках дети раскрасят листья и создадут дерево их настроения.
Учитель
- А сейчас хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее.
А заметили ли вы успехи своих товарищей? Ведь уметь радоваться успехам других очень важно. - Кто хотел бы обратиться к своему однокласснику?
Дети оценивают работу своего одноклассника.
Ученик отвечает:
Спасибо, а еще я сегодня хорошо +
Учитель: Все молодцы. Урок закончен.