Буква К Звуки, которые она обозначает

Урок чтения по теме:

Учитель: Козлова Лариса Алексеевна, МОУ - СОШ 7 города Белгорода

Тема: Буквы "К , к". Звуки [ к, к'].

Цели: Познакомить с новой буквой, совершенствовать умение слышать звуки, сопоставлять их по мягкости - твердости, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.


Учитель: Сегодня у нас радость, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.

- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".

С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. Что же нам сегодня понадобится на уроке? Спросить у детей, что им пожелали, что они пожелали своему соседу. Замечательно. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, терпение, старание и, конечно же, умение слушать и слышать друг друга.

- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ( внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)

А что же мы будем делать на сегодняшнем уроке?

Выслушать ответы детей. (Читать, работать с моделями, учиться правильно произносить и слышать звуки, учиться читать)

Учитель: И даже знакомиться с новой буквой.

Обратить внимание на серию картинок (Кит, коляска, кисточка, клубок...) На какие две группы можно разделить все эти картинки?

Выслушать ответы детей. Если дети затрудняются, вызвать команды "Камень" и " Вата". Дети разбивают картинки на две группы: слова, начинающиеся на твердый согласный звук и на мягкий.

Учитель: Сейчас я буду показывать вам буквы, изученные ранее, вы будете их называть, а когда увидите букву, которая обозначает звуки [к] или [к'] или незнакомую вам букву, то похлопаете в ладоши.

Учитель показывает буквы, букву К показывает последней.

Дети хлопают в ладоши.

Учитель: Вот вы и похлопали новой букве. Может кто-то из вас с ней познакомит? Как называется эта буква? Выслушать ответы детей.

Работа с книгой.

Дети читают сочетания буквы К с гласными буквами. Далее учитель предлагает детям прочитать те сочетания, где буква К обозначает мягкий звук [К'], а затем твердый звук [К].

Далее дети сравнивают модели слов "кит" и "кот".

Чем они похожи? Чем отличаются?

Работа в парах:

Дети на местах составляют модель слова " Котик". Варианты их ответов сравниваются с моделью на доске.

Физминутка

Две руки хлопают,
Две ноги топают.
Два кулачка вращаются.
Глазки закрываются,
А ротик улыбается
Ручки вытянем вперед,
А потом свои ладошки повернем наоборот
И похлопаем немножко.

Далее читаются слова в столбиках.

Среди прочитанных слов дети находят многозначное. (Кран).

Объясняют смысл слов "Кран" ( подъемный, водяной).

Спросить у детей какие еще многозначные слова они знают.

Выслушать ответы детей.

Далее учитель предлагает учащимся услышать многозначное слово в четверостишии:

В класс пришел - не хмурь лица.
Будь внимателен всегда.
Ты не зритель и не гость,
А занятий наших гвоздь.

Учитель:

Слышали ли вы выражение "Гвоздь программы"?

Вот так и каждый из вас на уроке является главным человеком, и без работы каждого из вас у нас на уроке ничего бы не получилось.

Далее читается текст. Затем проводится выборочное чтение по вопросам учителя.

На доске напечатаны слова:

  • Окунь
  • каша
  • волк
  • рука

Слова прочитываются хором.

Затем учитель предлагает учащимся прочитать слова в порядке перемещения буквы К.

Работа в группах у доски и на местах.

Учителем предлагаются следующие задания:

Задание 1.

Составить слова из двух столбиков

Бел Ра
Коб к
Вол ка
Ос лик

Задание 2

Найди дорожку.

Дети соединяют буквенную запись слова с моделью этого слова.

Физминутка

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Мы ладошки сложим вместе, словно их скрепили тестом
Начинаем опускать, только чур не разжимать.

Задание З

По картине отметить слова, которые начинаются с буквы К.

Задание 4.

От большего к меньшему составляется рассыпанное слово

а л д к Собирается слово: Клад"

После выполнения задания проверяются.

- Как называют людей, которые ищут клад?

Выслушать ответы детей. - А какое слово спряталось в слове клад?

Оно означает важное понятие, которое дороже любых денег. Не зря говорят: "Не нужен клад, коли в семье лад".

- А что обозначает слово "лад"? ( Мир, согласие)

Каждому ребенку дан листочек на котором напечатаны буквы:

а, о, ш, к, н, и, с.....

Учитель читает загадки, дети их отгадывают и подчеркивают букву, о которой говорилось в загадке

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла
До того она кругла
Покатиться бы могла (О)

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок (с)

На этой букве как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки (н)

Затем дети выписывают эти буквы и составляют с ними слова (нос, сон) Заключительная часть урока Учитель предлагает детям взять карандаши цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию, читает им текст, а ученики ставят отметку, когда услышат твердый звук [к] и мягкий звук [к'].

Текст:

Скоро наступит октябрь. Осень красит листья желтой краской. Красота! Выслушать ответы детей.

Учитель говорит о том, что на следующих уроках дети раскрасят листья и создадут дерево их настроения.

Учитель

- А сейчас хочу сказать, что вы работали хорошо, дружно и настроение у вас хорошее.

А заметили ли вы успехи своих товарищей? Ведь уметь радоваться успехам других очень важно. - Кто хотел бы обратиться к своему однокласснику?

Дети оценивают работу своего одноклассника.

Ученик отвечает:

Спасибо, а еще я сегодня хорошо +

Учитель: Все молодцы. Урок закончен.