
Широкая масленица
Интегрированный урок художественного труда и православной культуры

Учитель: Станкевич Елена Григорьевна, МОУ - СОШ 7 города Белгорода.
Тема: Широкая Масленица. Создание образа праздника проводов зимы.
Цели:
- Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
- Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
- Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.
- Совершенствовать условия для овладения детьми приёмами работы с соломкой.
Оборудование:
- Репродукция картины "Масленица" Б.М.Кустодиева,
- Грамзапись А.Вивальди из цикла времена года (Весна).
- Образец изделия
- Высказывание св. Феофана Затворника
- Карточки по технике безопасности
- Карточки по рефлексии
- Выставка изделий декоративно - прикладного искусства
Для детей:
- Соломка
- Нитки
- Бисер
- Клей
- Ножницы
- Линейка
- КУСОЧКИ ткани
- Цветные карандаши
Ход урока
- Организационный момент.
- Дети, сегодня у нас интегрированный урок художественного труда и православной культуры. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне. Тихонько садитесь. - Введение в тему урока.
Светлеют с каждым днём и молодеют сосны.
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
(И.Бунин)- О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
- К какому времени года он относится?
- А знаете ли вы как по - другому называют этот месяц?
- Давайте послушаем.Последний месяц зимы - "сечень". Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год - был последним в семье зимних месяцев. Из - за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг, величали в Древней Руси его "ветродуем" и "лютнем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль "межень" - межа между зимой и весной.
- В феврале зима с весной встретятся впервой.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
- Как называется праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны?
(Масленица) - Работа над новым материалом
- Ребята, вы дома должны были подготовить сообщения о Масленице. 1)Сообщения о Масленице.
- Масленица, кто не знает этот самый задорный, разгульный и поистине всеобщий праздник, такой весёлый и радостный. Это древнеязыческий праздник с 16 века, он узаконен церковью, как христианский. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями. Главное место в Масленице играли - блины (символ солнца, а солнце - это тепло, свет, радость, добро, урожай)
- Готовились к Масленице заблаговременно. Хозяйки убирали избы, чистили, мыли домашнюю утварь. Украшали жилища праздничными домоткаными дорожками, рушниками, скатертями. Готовили впрок масло, сметану, сыр, мясо, чтобы достойно встретить праздник.
- Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта в течение 7 дней, в преддверии Великого поста, который длится 7 недель до Пасхи.
Масляничная неделя буквально переполнена праздничными датами. Каждый день Масленицы имеет своё название.
(Выходят дети в народных костюмах)
Понедельник - "Встреча" ( прикрепляем заголовки)
Едет Масленица дорогая
Наша гостюшка годовая
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных
- Не житьё, а масленица.
В этот день устраивали горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.
Вторник - "Заигрыши"
Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые.
Среда - "Лакомка"
Тещи приглашали своих зятьёв и угощали блинами, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.
Четверг - "Задул - разгул, Разгуляй"
В широкий четверг начинается масленый разгул ( катание по улицам на санях, пение песен, в которых славили Масленицу, устраивали кулачные бои - обрядовые действия, символизирующие борьбу весны с зимой).
Пятница - "Тёщины вечёрки"
Зятья лично с вечера приглашали своих тёщ и угощали их блинами. А потом по утру приглашали званых гостей. Чем больше бывало званых, тем тёще больше оказывалось почести.
Суббота - "Золовкины посиделки"
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки - пряники и мыло.
Воскресенье - "Прощёный день"
Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. После службы просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей, чтобы очистить душу в преддверии Великого поста. Не совершить этого обряда - значит жить целый год в ненависти и злобе.
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, как вы думаете, за что надо просить прощение?
Очень важно научиться не только просить прощение, но и прощать.
(зачитать)
"Какой простой и подручный способ спасения! Прощёный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы, "райские общества" и земля сливалась бы с небом" (св. Феофан Затворник).
- В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:
- Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя.
- В этом году масленичная неделя продлится с 23 февраля по 1 марта. _ А что вы ещё знаете о Масленице?
1.Ученик:
- А я знаю, что в Шотландии на Масленицу пекли "простые лепёшки". В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
В выпечке блинов принимают участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льёт на нее тесто, третий переворачивает блин...
2. Ученик: А я читал о том, что в одном английском городе уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11ч.45мин. раздаётся звон "блинного колокола". Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду поцелуй звонаря.
УЧИТЕЛЬ:
- Молодцы, ребята.
- А как вы думаете, какое изделие мы будем изготавливать на уроке? (Чучело Масленицы.)
Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определённом порядке. Давайте повторим эти операции. Мы сегодня их тоже будем использовать:
- Определить замысел (будем делать чучело Масленицы).
- Выбрать материалы, инструменты:
Нам понадобятся: кусочки ткани, соломка, ножницы, бисер, клей, линейка, цветные карандаши. Приготовим рабочее место. - Продумать конструкцию изделия.
- Изготовление изделия
- Наметить композицию отделки изделия.
- Работать вы будете в группах. Займите свои места.
Физкультминутка
- А сейчас проведём физкультминутку:
Солнце спит, небо спит, (Голову кладут на руки)
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало, (Встают из-за стола)
Всем лучи свои послало. (Руки поднимают вверх, пальцы растопырены)
Вдруг повеял ветерок, (Волнообразные движения руками)
Небо тучей заволок (Круговые движения руками)
И деревья раскачал, (Движения руками над головой)
Град по крышам застучал.
Барабанит град по крышам (Стучат по крышке стола пальцами)
Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
(Исходное положение)
- Перед вами лежит карточка, на которой показан процесс изготовления чучела. Это ваш помощник.
Ваша задача: изготовить чучело Масленицы, нарядить и представить его.
2. Инструктаж по технике безопасности.
- Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности.
- Не держи ножницы лезвиями вверх
- Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями
- Передавайте товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока
1)Представление выполненных работ.
- Давайте, ребята, посмотрим на вашу работу. Каждая группа представит своё изделие. Начнём с первой группы.
НАПРИМЕР,
- Дорогая наша гостья Масленица, Ты белая, да румяная!
- Коса длинная, трёхаршинная! Брови чёрные, наведённые!
- Масленица - блиноедка, Масленица - жироедка.
- Масленица - обируха, Масленица - обмануха!
2) А сейчас, дети, оцените свою работу (у каждой группы карточка (слева), на доске прикреплена правая карточка с показом оценки работы в цвете)
- Аккуратность О замечательно (красн.)
- Законченность О хорошо (зелен.)
- Самостоятельность О получилось, но не всё
- Творчество (синий)
- Вы оценили свои работы. Хотелось бы и мне высказать своё мнение. Ваши работы прекрасны, так как это проявление вашей фантазии, творчества.
3)Рефлексия
Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Но вы выскажите его в рисунке. Перед вами солнышко, которое заглянуло в наши окна, но у него нет лучиков, нарисуйте свой лучик. (на доске показана расшифровка каждого цвета лучиков)
- побольше таких дел (красный цвет)
- понравилось, но не всё (зеленый цвет)
- напрасно потратил время (синий цвет)
- И в заключение урока исполним песню.
4) Исполнение песни: "Перед весной"
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит.(2раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Люли, люли, приводит.(2раза)
Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки.
Люли, люли, дружочки.(2раза)
Прощай, зимушка - старушка,
Ты, седая холодушка.
Люли, люли, холодушка. (2 раза)
Используемая литература:
- "Школа. Воспитание. Духовность". О.Е.Кучерова, С.И.Тарасова, Белгород, 2006г.
- "Учебно - воспитательные занятия в группе продленного дня",Н.А.Касаткина,Волгоград.