Примерный комплекс упражнений для детей 6—9 мес.
При построении комплексов гимнастики и массажа учитывают появившиеся новые двигательные умения у ребенка, следят за усвоением и закреплением имеющихся навыков и на основании этих данных усложняют и расширяют комплекс. Это осуществляется за счет введения новых упражнений, большей частоты их повторений. Нужно вовремя ввести те или иные упражнения или даже несколько раньше, идя навстречу возрастному развитию движений ребенка, так как стимуляция движений гимнастическими упражнениями и укрепление мышц способствуют функциональному совершенствованию центральной нервной системы и своевременному нервно-психическому развитию. В возрасте от 6 до 9 мес. широко используются активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию.
- Круговые движения руками (упражнение пассивное).
И. п. — лежа на спине. Ребенок обхватывает руками большие пальцы рук взрослого.
Вып. — руки ребенка выпрямлены, выполнять круговые I движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз. Повторить 4—6 раз. - Массаж живота. Повторить все приемы 8—12 раз.
- Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).
И. п. — лежа на спине. Обхватить голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени.
Вып. — поднять выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения и опустить их вниз.Повторить 4—6 раз,
- Массаж стоп. Повторить все приемы 4—6 раз.
- Поворот со спины на живот. Придерживать только за ноги. Повторить 1—2 раза,
- Отведение плеч назад.
И. п. — лежа на животе, ногами к краю стола. Взять ребенка за кисти прямых рук, голову и плечевой пояс слегка приподнять над столом.
Вып. — сгибая руки ребенка в локтях и прижимая их к боковой поверхности грудной клетки, отвести плечи ребенка назад до небольшого сближения лопаток. Повторить 2—3 раза. - Массаж грудной клетки. Повторить все приемы 6—8 раз.
- Попеременное сгибание и
разгибание рук (пассивно-активное).
И. п.— лежа на животе или сидя. Взять ребенка за кисти рук.
Вып. — производить сгибание и разгибание рук в локтевых и плечевых суставах попеременно. Повторить 6—8 раз. - Присаживание.
И. п. — лежа на спине. Взять ребенка за кисти рук,
Вып. — слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, стимулировать ребенка сесть. По вторить 2-3 раза,, - Поворот со спины на живот. Повторить 1—2 раза.
- Приподнимание ребенка на ноги (упражнение активное).
И. п. — лежа на животе, ногами к краю стола. Взять ребенка за кисти рук, чтобы он обхватил указательные пальцы рук взрослого.
Вып. — выпрямляя руки ребенка вперед-вверх и затем отводя их назад, побуждать ребенка встать на колени, а затем на ноги. Повторить 1—2 раза. - Присаживание.
И. п. — лежа на спине. Фиксируя одной рукой колени ребенка, другой придерживать его за одну отведенную в сторону руку.
Вып.— словами побудить: ребенка сесть, слегка подтягивая его за руку. Повторить 1— 2 раза. - Ползание (упражнение пассивно-активное).
И. п. — лежа на животе. Перед ребенком положить яркую игрушку.
Вып. — придерживая правой рукой стопы ребенка, побудить его к продвижению вперед. Если он не передвигается, то нужно, положив левую руку ему под грудь, продвигать его вперед. Повторить 4—6 раз. - Переступание (упражнение активное).
И. п. — поставить ребенка перед собой и держать его за кисти согнутых в локтях рук.
Вып. — словами побуждать ребенка к переступанию. При этом ребенок делает 5—6 шагов. Повторить 1—2 раза.
Общая продолжительность занятия - 8—10 мин.