Главная >> Детям до года >> Гимнастика и массаж

Примерный комплекс упражнений для детей 3—4 мес.

В этом возрасте у ребенка исчезает повышенное напряжение мышц-сгибателей рук, устанавливается равновесие между мышцами — сгибателями и разгибателями, что дает возможность ввести пассивные упражнения для рук.

Пассивные упражнения выполняются ребенком со значительной помощью взрослого, но влияние их на организм также велико. Постепенно их заменяют активными с помощью взрослого, а затем полностью активными. В этот период шире используются рефлекторные упражнения. В основе рефлекторных упражнений лежит использование врожденных двигательных рефлекторных реакций. Так, при тактильном раздражении (ощущение прикосновения) кожи стоп ребенок сгибает пальцы, при раздражении кожи спины —разгибает позвоночник. Есть и другая группа рефлексов — рефлексы положения. Например, когда ребенка, лежащего на животе, приподнимают и держат на руках на весу, он хорошо отклоняет голову назад, при положении на боку — отклоняет голову и плечевой пояс вверх, в положении на спине — активно сгибает голову и плечевой пояс вперед.

После 3 мес. кроме поглаживающего массажа вводятся и другие приемы массажа: растирание и разминание.

  1. Массаж рук — поглаживание
    И. п. - ребенок лежит, на спине.
    Вып. — поглаживание ладонью по направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Повторить 4—6 раз.
  2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.
    И. п.— лежа на спине. Ребенок держится за большие пальцы рук взрослого.
    Вып. — сгибая, скрестить руки ребенка на груди, затем, разгибая, развести их в стороны. Повторить 4—6 раз.
  3. Массаж живота.
    И. п.— лежа на спине.
    Вып.
    • ладонью одной или обеих рук круговое поглаживание живота (по ходу часовой стрелки), минуя область печени. Повторить 6—8 раз;
    • массаж косых мышц живота — ладонями обеих рук легкие растирающие движения косых мышц живота, чтобы пальцы обеих рук соединились над пупком. Повторить 6—8 раз.
  4. Массаж ног.
    • Поглаживание — повторить 8—10 раз;
    • растирание — производить ладонью, мелкими движениями по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 6—8 раз;
    • разминание — двумя пальцами обеих рук одновременно производятся движения по наружной и внутренней сторонам голени и дальше только по наружной стороне бедра в направлении от стопы к паху. Повторить 4—6 раз;
    • кольцевое растирание голени — производить указательным и большим пальцами обеих рук, обхватывая вплотную голень ребенка, и производить одно временно относительно энергичные кольцевые растирания в направлении от стопы к колену. Повторить 4—6 раз.

    Заканчивать массаж ног приемом поглаживания.
  5. Поворот со спины на живот (упражнение рефлекторное).
    И. п.— лежа на спина. Правой рукой держать ребенка за ноги, а левой рукой — за согнутую в локте левую руку ребенка.
    Вып. — поворачивая ноги и таз, стимулировать поворот ребенка со спины на живот. Повторить по 1—2 раза в каждую сторону, меняя исходное положение рук. В дальнейшем придерживать только за ноги, если ре-бенок уже умеет самостоятельно поворачиваться.
  6. Массаж спины.
    И. п. — лежа на животе.
    Вып.
    • поглаживание — повторить 4—6 раз;
    • растирание — повторить 4—6 раз;
    • разминание — производить концами пальцев обеих рук в виде спиралеобразных движений от ягодиц к шее. Повторить 4—6 раз.
    Заканчивать приемом поглаживания.
  7. Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).
    И. п. — лежа на животе. Поддерживать ребенка снизу под грудь и выпрямленные ноги.
    Вып. — приподнять ребенка над столом — при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову. Повторить 1—2 раза.
  8. Массаж стопы.
    • Поглаживание — повторить 4—6 раз;
    • растирание пальцев—-повторить 6—8 раз;
    • «похлопывание» полусогнутыми пальцами рук по ступне ребенка (по подошвенной стороне) — повторить 4—6 раз.
  9. Отведение и приведение стоп (упражнение рефлекторное).
    И. п.— лежа на спине.
    Вып.— пальцем правой руки провести с легким нажимом по внутреннему краю и вокруг всей стопы ребенка, начиная от большого пальца (приведение), и наружному краю и вокруг всей стопы, начиная от мизинца стопы (отведение). Повторить 2—4 раза. Заканчивать приемом поглаживания.
  10. «Потанцовывание» (упражнение рефлекторное).
    И. п.— поставить ребенка на стол лицом к себе, поддерживая его под мышки.
    Вып. — от прикосновения к, плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6—8 раз.

Общая продолжительность занятия — 6—8 мин.