Четвертый класс
Вашему ребенку исполнилось полгода (а тем, кто начал занятия с опозданием — еще больше). Он уже пловец со стажем и приступает к обучению в предпоследнем — четвертом классе. Но прежде чем познакомить вас с программой, хотим еще и еще раз предупредить: не увлекайтесь отдельными упражнениями, даже если ребенок выполняет их охотно. Особую осторожность соблюдайте при погружениях под воду — не действуйте насильно, внимательно наблюдайте за реакциями ребенка и, если он не любит окунаться, отложите пока это упражнение. А если любит, все равно не давайте ему погружаться за один прием более 3—4 раз и оставаться под водой дольше 4—5 секунд.
Постарайтесь теперь предоставить ему как можно больше самостоятельности, пусть с вашей помощью он выполняет лишь наиболее трудные упражнения.
Конечно, это не относится к тем детям, которые еще не приобрели необходимых навыков и без поддержки чувствуют себя неуверенно. Им надо помогать, ни в коем случае не допуская, чтобы занятия становились утомительными для ребенка, создавали перегрузку. Обучение в четвертом классе может продолжаться 10—12 недель в зависимости от успехов ребенка (50—60 занятий). На каждом уроке не менее 15 минут отводите активному отдыху в воде — ходьбе в ванне, играм и забавам. Да, мы не оговорились — ходьбе! «На суше» ребенок 6 — 7 месяцев еще не умеет ходить, но ведь в воде нагрузка на суставы и мышцы меньше, и малыш легко совершает свои первые шаги.
Вода должна доходить поставленному в ванну ребенку до плеч. Сверху поперек ванны положите (и слегка удерживайте) гладко выструганную круглую реечку, за которую малыш сможет стоя держаться: первое время можно дополнительно поддерживать его голову, потом, взяв малыша за обе руки, побудить его немного пройти вперед. В последующем достаточно держать его за одну руку, причем малышу уже удается в конце ванны сделать поворот и пойти обратно. Многие дети ходят, держась за реечку, которую передвигает учитель. Ходьбе в ванне можно отводить по 4—5 минут в начале и конце урока.
В середине четвертого класса «пояс Нептуна» можно снять со спины и дать его ребенку в руки. Держась за край надутой подушки (или за прикрепленные к надутому резиновому кругу веревочные петли), ребенок будет стремиться сохранить горизонтальное положение, а это заставит его активизировать движения ногами. Если ноги будут первое время тонуть, помогите ребенку подвигать ими и слегка толкните его вперед.
К самостоятельному плаванию хорошо готовит следующее упражнение: ребенок находится в воде без «пояса Нептуна» или каких-либо других приспособлений. Учитель поддерживает его кончиками растопыренных пальцев под грудь и живот. Слегка толкнув ребенка вперед, он тут же отнимает пальцы. Ребенок должен в этот момент начать движения ногами или руками. Если он этого не делает, то, дав ему немного проскользить по воде, учитель сверху обхватывает его бедра и двигает ногами. Это можно проделывать непрерывно в течение 3—4 минут 2 раза за одно занятие. Но, конечно, оставляйте ребенка без поддержки вначале не больше чем на 2—3 секунды, потом на 5—6, 10—15 секунд и, лишь постепенно увеличивая продолжительность самостоятельного плавания, продлите его до нескольких минут.
Для стимуляции движений ногами используйте полюбившиеся ребенку игрушки. Взяв одну из них в руку, учитель отводит ее к дальнему краю ванны. Если ребенок сам не поплывет за игрушкой, учитель свободной рукой подталкивает его к ней. Все это должно восприниматься ребенком, как веселая игра: говорите с ним ласково, поощрительно, добивайтесь успеха терпеливо.
Плаванию на спине уделяйте теперь чуть меньше времени, чем в предыдущем классе, примерно 15—20 минут на каждом занятии. Но ребенок должен совершенствовать умение дольше держаться на воде. Не на каждом уроке, а 2—3 раза в неделю оставляйте его а этом положении (если он не протестует!) до 10—15 минут. В течение этого времени активизируйте ребенка, подталкивайте его на скольжение, помогайте двигать ногами или руками, особенно в тех случаях, когда самостоятельные движения становятся менее энергичными.
Такое плавание на выносливость можно проводить не на каждом уроке. В те дни, когда его нет в программе, займитесь другим: совершенствуйте движения ногами. Помогите ребенку выполнять уже известные упражнения в более быстром темпе, следите за эффективностью каждого гребка, его амплитудой и направлением. Такая тренировка должна занимать до 10 минут.
Совершенствуйте и уже изученные ранее гребковые движения руками. По сравнению с предыдущим классом теперь допускается более широкий размах движений. Например, при выполнении одновременного гребка руки ребенка отводятся не в стороны, как раньше, а вверх, за голову, и оттуда выполняют гребок. Подобными упражнениями занимайтесь 8—10 минут, но не сразу после упражнений для ног, а в другой половине урока.
Упражнения с погружениями под воду можно повторять до б—8 раз, но не подряд, а по 3—4 упражнения в первой и столько же во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения остается прежней — 4—5 секунд с последующим отдыхом в 15—20 секунд.
Постарайтесь научить ребенка самостоятельно погружаться под воду и выходить из нее. Надо не «вытаскивать» ученика на поверхность, а при необходимости лишь помогать ему в этом, слегка выталкивая одной рукой.
Не забывайте после каждого упражнения, проводимого в горизонтальном положении, давать ребенку отдых в вертикальном положении.
В программу занятий четвертого класса вводятся игры и упражнения, основанные на появляющейся а этом возрасте способности к подражанию, например, такие: перед лицом лежащего на груди ребенка (можно с «поясом Нептуна») учитель вытягивает свои руки с повернутыми вниз ладонями и показывает, как нужно ими нажимать попеременно на воду, делая небольшие гребки и ласково приговаривая: "Смотри, как мама (папа) играет с водичкой, — раз, два... раз, два! Делай так! Греби, греби! Раз, два!»
Если ребенок не следует такому приглашению, учитель (или ассистент) помогает ему, потом снова показывает гребки руками и просит ребенка сделать то же. И так - 10—12 раз за урок. Если у ребенка более ярко определились наклонности к одновременным движениям руками в стороны, показывайте ему подобные укороченные гребки.
Подражательные способности ребенка можно использовать и для стимуляции самостоятельного погружения под воду, если обычные упражнения не дают успеха. Учитель (предварительно принявший душ) в ванне поддерживает ребенка способом "Лицом к лицу". Соскальзывая туловищем вниз и вытягивая вперед ноги, он погружает голову в воду и с шумом выдыхает в нее воздух, образуя пузырьки. Затем с улыбкой показывается над водой, приговаривая: «Хорошо! Делай так! Спрячь голову в водичку!» Если ребенок не делает этого, можно мягким движением погрузить его лицо под воду.
Учитывая индивидуальные наклонности ребенка, условия ванны и наличный инвентарь, учитель может придумать множество разнообразных игр. Нравится детям, например, игра «Догоняй!».
Ребенок стоит на дне ванны. На плечах у него надутый резиновый круг, лежащий на поверхности воды. Учитель, держа в руках концы тесемок, к которым прикреплены 4 разноцветные плавающие игрушки, например, кораблик, мячик, рыбка, зверюшка, начинает медленно подтягивать их по поверхности. Игрушки «бегут», ребенок должен их догнать. Если он не проявляет инициативы, то учитель свободной рукой подталкивает его в направлении плывущих игрушек.
Еще один вариант – «Водолаз». Возьмите два экземпляра яркой игрушки. Один должен быть плавающий, другой потопляемый (благодаря прикрепленному грузу). Ученик стоит на дне ванны, поддерживаемый одной рукой учителя. Перед глазами ребенка на воде плавает игрушка, а потопляемый экземпляр находится в руке учителя, привязанный к тесемке. Когда ребенок обратил внимание на плавающую игрушку, учитель подменяет ее вторым экземпляром и на глазах ребенка она начинает медленно тонуть. В этот момент учитель командует: «Ныряй!» Если ребенок сам не погружается, он помогает ему окунуться под воду и там вкладывает в его руку спасенную игрушку, с которой через несколько секунд выталкивает малыша на поверхность. После многократных повторений такой игры ребенок должен сам найти под водой игрушку и вынырнуть с ней.
«Водное поло». Ребенок находится в воде в вертикальном положении без поддержки или поддерживается под мышками надутым резиновым кругом. В ванне плавает надувной мяч. Легким толчком учитель передвигает его по воде к ребенку, приглашая малыша сделать то же самое. Так можно несколько минут толкать мяч друг к другу.
Как видите, уроки становятся более разнообразными и интересными. Но внимания и осторожности они требуют от вас ничуть не меньше! По-прежнему нельзя ни на минуту спускать с малыша глаз, проявлять нетерпение, спешить.
Четвертый класс обучения заканчивается, когда ребенку исполняется 8—9 месяцев. Снова посетите врача, проверьте, как отражаются занятия на развитии малыша. Если все в порядке, проверьте, готов пи он к переходу в последний, пятый класс. Для этого он должен уметь:
- плавать 10 минут на спине без поддержек, самостоятельно двигая ногами и руками;
- плавать 5 минут на груди (можно с легкой поддержкой «поясом Нептуна"), двигая ногами или руками;
- самостоятельно, по команде учителя, погружаться под воду и выныривать на ее поверхность.
Если у вашего малыша это еще не получается, позанимайтесь с ним еще месяц по программе четвертого класса.