ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

На шестом году детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух такие группы звуков: с — з, с — ц, ж — ш, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с (сь) — щ, л — р, продолжают совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки (т. е. произносить звуки протяжно, например, при дифференциации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон — зззаяц). Таким образом, ребенок упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков и одновременно укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умения слышать и различать определенные звуки, подбирать слова и т. д. (т. е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков в этом разделе книги даны чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребенку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз. Они служат также для развития голосового аппарата (умения правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).

В этом возрасте ребенку предлагают и более сложные задания, например выделять из фраз, небольших стихотворений слова, в которых есть дифференцируемые звуки. Для различения звуков з и ж взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле большого дерева»,— и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звуки з и ж. Рекомендуя такие задания для работы в условиях семьи, воспитатель раскрывает родителям цели, методы выполнения упражнений.

В работе с детьми шестого года важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Так, полезно давать детям задания на установление смысловых неточностей («Это правда или нет?», «Шарик» и др.).

Иллюстрации окажут помощь в организации речевой работы с ребенком как в дошкольном учреждении, так и в семье. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых навыков фонематического анализа, например ребенку предлагают найти на картинке среди разных предметов те, в названиях которых есть заданные звуки. При этом ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.

Воспитатель обращает внимание родителей на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник использовал интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело, грустно или торжественно; быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно, в нужном темпе.

Воспитатель выявляет детей, имеющих дефекты звукопроизношения. Проводит с ними дополнительные занятия, организует тесный контакт с теми родителями, дети которых не научились правильно произносить некоторые звуки, привлекает их к совместной работе по устранению недостатков звукопроизношения. Если исправить дефект в условиях дошкольного учреждения не удается, ребенок получает направление в логопедические группы, имеющиеся при массовых детских садах. При отсутствии таких групп воспитатель организует консультацию логопеда или предлагает родителям обратиться за логопедической помощью в поликлинику по месту жительства. В случаях тяжелых нарушений речи воспитатель помогает родителям в устройстве ребенка в специальный детский сад.

Звуки С - З

1. Покажите ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их названиях был звук c (сь) или з (зь): стакан - замок, слон - заяц, лиса - коза, или используйте иллюстрацию «На прогулке». Постарайтесь назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: ссстакан, зззамок.

2. Прочитайте ребенку текст и помогите ему подобрать для девочек игрушки, в названии которых есть звуки с (сь) или з (зь).

ПОДБЕРИ ДЕВОЧКАМ ИГРУШКИ

Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук с. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) Правильно, одну из девочек звали Светой. (Произнося имя, выделите голосом звук с: Сcсвета.) В имени другой девочки был звук з. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделив в нем звук з: Зззоя.) У Светы были такие игрушки, в названии которые есть звук с. Какие игрушки могли быть у Светы? (Ребенок называет: «Санки, самолет, лиса, автобус»,— произнося слова так, чтобы ясно был слышен звук с (сь): сссанки, гусссь.) А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук з. Какие игрушки могли быть у Зои? Правильно: зззонтик, зззайка, козза, вазззочка.

Взрослый следит, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки. Аналогичные задания можно предложить для различения других групп звуков, которые ребенок недостаточно четко дифференцирует на слух и в произношении.

3. Предложите ребенку повторить за вами скороговорку в умеренной громкости.

Стоит воз овса, возле воза овца. /Л. Улъяницкая./

4. Ребенок должен отгадать загадки и сказать, есть ли звук с или з в слове-отгадке. Выучите с ним загадки, отмеченные звездочкой.

  • Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. (Зонт.) * /Л. Буякова./
  • По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея.) *
  • Четыре братца под одной шляпкой стоят. (Стол.)
  • Белая скатерть все поле покрыла. (Снег.)
  • Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты.) * /В. Данько./
  • Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня.
    Издалека по песенке узнаете меня.
    (Ручеек.)
  • Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет.

    (Сосулька.)*
    /К. Чуковский/

5. Предложите ребенку выделить во фразах слова со звуками с и з.

В комнате стоит круглый стол. Маленькая Света крепко спит в кроватке. Зое подарили на день рождения зонтик. 6. Выучите с ребенком поговорки и пословицы.

  • У страха глаз велики.
  • Лето собирает, а зима поедает.
  • Трусливому зайке и пенек волк.
  • Все за одного, один за всех.

7. Выучите и прочитайте выразительно стихотворение.

ИСПУГАЛИСЬ ЗАЙЦА

Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились под дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись —
Зайца испугались!

/П. Воронъко, перевод с украинского С. Маршака/

Выучите с ребенком потешку.

Как у нас-то козел,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

/Народная/

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На прогулке», рассказать, что на ней изображено, а затем перечислить сначала все те предметы и игрушки, в названии которых есть звук с (съ), затем те, в названии которых есть звук з (зъ).

Звуки С - Ц

1. Для занятия с ребенком нужны картинки с изображением таких игрушек или предметов, в названии которых есть звук с (съ) или ц: сова — цапля, лестница, велосипед — мотоцикл (или использовать иллюстрации «В магазине», «Непослушный цыпленок Цып». Предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: сссова — цццапля.

2. Помогите ребенку разложить игрушки: в одну сторону такие, в названии которых есть звук с (съ), в другую — со звуком ц.

РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).

После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).

Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?" После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.

3. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой из звуков — с или ц — есть в слове-отгадке.

  • Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Колеса.)
  • Зимой — звезда, весной — вода. (Снежинка.) /В. Кремнев./
  • По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)
  • Большой подсолнух в небе
    Цветет он много лет
    Цветет зимой и летом,
    А семечек все нет.
    (Солнце.)
    /М. Садовский/

4. Ребенок должен выделить во фразах вначале только те слова, в которых есть звук с (съ), а затем и ц:

Дети собирают в банку ягоды. Соловей поет песни. Маша поливает цветы. Цыпленок пьет из блюдца воду. Слава поставил цветы на подоконник. Собака сидит на цепи.

5. Выучите с ребенком пословицы и поговорки, объясните их смысл.

  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • Кто за все берется, тому ничего не удается.
  • Молодец против овец,
    а против молодца сам овца.
  • Конец — делу венец.
  • Цыплят по осени считают.

6. Помогите ребенку отгадать загадки и выучить их.

  • Сидит в темнице красная девица, а коса на улице. (Морковь.)
  • Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар.)

7. Прочитайте выразительно стихотворения. Стихотворения А. Барто и Е. Александровой выучите с ребенком наизусть.

МЕДВЕЖОНОК

Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится,
Малыш не скучает.
Он думает: это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.

/В. Берестов/

На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок.
Удивительная птица -
Засвистит и притаится.

/А. Барто/

СОВА

В небе месяц серебрится.
Спят в кустах тетерева.
Над поляной кружит птица
Остроклювая сова.
У совы глаза, как плошки,
В темноте горят огнем,
Ночью видит, словно кошка,
Но совсем не видит днем.

/Е. Александрова/

8. Для развития умения дифференцировать звуки с (сь) и ц рассмотрите рисунок «В магазине». Предложите ребенку перечислить игрушки, в названии которых есть звук с (сь), затем игрушки, в названии которых есть звук ц.

Звуки Ш - Ж

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук ш или ж. Ребенок должен называть предметы так, чтобы ясно слышались отрабатываемые звуки: шшшапка — жжжук, машшшина — флажжжок, лыжжжи — лошшшадь.

2. В упражнении «Слушай внимательно» потренируйте ребенка в различении на слух звуков ш и ж.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО

Взрослый, обращаясь к ребенку, сидящему напротив, говорит: «Я сейчас проверю, внимательно ты меня слушаешь или нет. Я буду называть слова. Когда ты услышишь в слове звук ш, поднимешь руку. Что ты сделаешь, когда услышишь слово, в котором есть звук ш? А когда услышишь слово, в котором есть звук ж, хлопнешь в ладоши. (Ребенок называет действие, которое он должен произвести, когда услышит слово со звуком ж.) Когда ты будешь поднимать руку? Когда будешь хлопать в ладоши?»

Взрослый в замедленном темпе произносит такие слова: шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.

Слова произносятся четко, с небольшими паузами. В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, дети молчат или говорят, что в этом слове нет ни звука ш, ни звука ж. Это упражнение можно провести в форме игры с несколькими детьми. Дети, которые допускают ошибку, выбывают из игры.

При проведении игры слова произносятся немного быстрее.

3. Предложите ребенку произнести чистоговорку тихо и шепотом.

На крыше у Шуры жил журавль Жура. /Л. Ульяницкая./

4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук есть в слове-отгадке: ж или ш. Загадки, отмеченные звездочкой, выучить.

  • Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)
  • Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Волчок.) *
  • Не огонь, а жжется. (Крапива.) *
  • Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) *

На прогулке бегуны
Через луг к березке
Одинаковой длины
Тянут две полоски.

(Лыжи.)
/В. Мусатов/

5. Предложите ребенку выделить во фразах слова, в которых есть звуки ш и ж.

  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Миша скоро пойдет в школу.
  • Ежик лежит под елкой.
  • Женя ест мороженое.

Выделить сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.

Бабушка вяжет дедушке шарф.
Женя шьет кукле новую рубашку.

6. Запомните пословицы. Предложите ребенку повторить их, следите, чтобы он четко произносил звуки ш и ж.

  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Кто ходит больше, тот живет дольше.
  • Лежа хлеба не добудешь.

7. Выучите с ребенком стихотворение.

КОШКА И МЫШКА

Мышка кошку угостила.
Кошка мышь не проглотила.
Почему не проглотила?
Угощения хватило.

/В. Берестов/

8. На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен показать сначала игрушки, в названиях которых есть звук ш, затем ж.

Звуки Ч - Ш

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов и игрушек, в названиях которых есть звуки ч и щ; предложите произнести их так, чтобы ясно слышались эти звуки: чччашка — щщщетка, очччки — ящщщерица, почччтовый ящщщик.

2. Поупражняйте ребенка в различении звуков ч и щ в задании «Переверни картинку»

ПЕРЕВЕРНИ КАРТИНКУ

Для занятия потребуется несколько картинок (в названиях одних есть звук ч, других — щ: чашка — щетка, чайник — щенок, часы — щука, очки — клещи, кирпич — плащ, чемодан — ящерица). Необходимо взять сначала одну пару картинок, например чашка — щетка. Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинку с изображением предмета, в названии которого есть звук ч. При этом другая картинка остается открытой. В дальнейшем количество картинок можно увеличить до 6 — 8 пар. Если ребенок легко справляется с заданием, набор картинок можно дополнить картинками с предметами, в названии которых оба эти звука отсутствуют. Последние ребенку предлагают переворачивать рисунком вниз, картинки со звуком ч откладывать налево, со звуком щ — направо. 3. Ребенок упражняется в произнесении чистоговорки в быстром темпе (как скороговорки).

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. (С. Маршак.) 4. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой звук в слове-отгадке — ч или щ. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.

Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.

(Бочка.)
/В. Мусатов/

Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут да тут.
(Часы.) *

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка.) * /А. Рождественская./

5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова со звуком ч, а затем со звуком щ.

Мальчик чистит лошадку щеткой. Щенок играет с мячом.

Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.

/С. Михалков/

Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

/С. Маршак/

6. Выучите с ребенком поговорки и пословицу. Следите, чтобы он произносил слова и отрабатываемые звуки правильно и четко.

  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Всякому овощу свое время.
  • Луна и ночь — что мать и дочь.

7. Выучите стихотворения, прочитайте их выразительно.

ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

/Н. Саконская/

ЩЕНОК

Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка,
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок.
Лижет плошку мой щенок.

/А. Шлыгин/

8. После рассматривания картинок «Елка» и «Елка в «Детском мире» предложите ребенку найти и перечислить сначала те игрушки, в названиях которых есть звук ч, затем игрушки со звуком щ: черепаха, зайчик, щенок, ящерица.

Звуки С - Ш

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звук с или ш (или оба звука); предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: ссстол, шшшапка, сссолнышшшко, сссушшшка.

2. Прочитайте ребенку текст «Как дети украшали елку» и предложите сначала отобрать игрушки, в названиях которых есть звук с, затем — ш.

КАК ДЕТИ УКРАШАЛИ ЕЛКУ

Под Новый год Слава, Витя и Шура украшали дома елку. Имя Славы с какого звука начинается? Правильно, со звука с. А имя Шуры? Верно, со звука ш. А в имени Витя есть эти звуки? Слава говорит Шуре: «Мое имя начинается со звука с, и я буду вешать на елку все те игрушки, в названии которых есть этот звук. А твое имя начинается со звука ш, ты будешь отбирать игрушки, в названии которых есть звук ш. А Витя будет отбирать все остальные игрушки, т. е. такие, в которых нет звуков с и ш». Какие игрушки повесил на елку Слава? (Ребенок называет примерно такие игрушки: сосульки, часы, бусы, ослик, снегурочка, собака, слон, автобус и др.) Какие игрушки повесила Шура? («Шары, Чебурашку, шишки, хлопушки, машину, лошадку, мишку, мышку». Если ребенок подберет игрушку неправильно, надо повторить ее название, произнося слово протяжно: ффллаажжоокк,— или задать вопрос: «Хлопушку кто повесил на елку, Слава или Шура? А Снегурочку?»)

Вынимая из коробки игрушки,— продолжает рассказывать взрослый,— Слава увидел картинку с изображением солнышка. «Это моя картинка,— закричала Шура.— В названии солнышка есть звук ш,— сказала она: солнышшшко.— «Нет моя,— сказал Слава.— В этом слове есть звук с. Послушай: сссолнышко». «Ой, правда! — воскликнула Шура.— В этом слове есть звуки с и ш. Давай эту картинку повесим вместе на елку». И они вместе повесили картинку с изображением солнышка на самом видном месте — на верхней ветке.

3. Предложите ребенку произнести чистоговорки сначала с умеренной громкостью, затем шепотом, а скороговорку — вполголоса:

  • Са-ша-ша — Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.

У девочки, у Варюши
Потерялись варежки.
Помогали две Валюши
Искать Варе варежки.

/А. Тараскин/

Лапки мягкие у кошки,
Чтоб ее не услыхали.
Шубка серая у мышки,
Чтоб ее не увидали.

ПРОСТОКВАША

Простоквашу дали Клаше -
Недовольна Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

/Е. Благинина/

4. Предложите ребенку отгадать загадки и сказать, какой звук есть в слове-отгадке — с или ш.

(Загадки, помеченные звездочкой, даны для заучивания.)

Вился, вился
Белый рой.
Сел на землю,
Стал горой.

(Снег.)

В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыли
Для гостей.

(Кормушка.)

  • Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (Антенна.) * /А. Масленникова./
  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книжка.) *
  • Посадили зернышко — вырастили солнышко! (Подсолнух.) /А. Рождественская./

5. Предложите ребенку во фразах выделить слова, в которых есть звуки с, ш, затем назвать слова только со звуком с, потом — с ш:

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.

/С. Маршак/

Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи мышонок сладко-сладко.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

/Маршак/

6. Запомните поговорки и пословицы:

  • Кашу маслом не испортишь.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Что посеешь, то и пожнешь.

7. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он читал их выразительно, правильно и четко произносил звуки и слова.

ЛИСЯТА

Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.

/Е. Александрова/

БЕЛКА

Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.

/Е. Александрова/

ЛЯГУШАТА

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!

/А. Барто/

ПОДАРОК

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но все же я подружке
Лягушку отдала.

/Е. Благинина/

8. Проверьте, как ребенок различает звуки с и ш. Предложите ему назвать все игрушки и предметы, в названии которых есть звук с; на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» ребенок должен перечислить игрушки, в названии которых есть звук ш. Для этого вновь рассмотрите рисунок «В магазине». По одной из картинок ребенок может составить небольшой рассказ.

Звуки З - Ж

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов и игрушек, в названии которых есть звук з или ж, предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: медвежжжонок — козззленок, флажжжок — ваззза.

2. Проведите с ребенком упражнение «Отбери правильно».

ОТБЕРИ ПРАВИЛЬНО

Подберите такие картинки с изображением животных, предметов, игрушек, в названии которых есть звуки з и ж, и такие, у которых эти звуки отсутствуют. Можно использовать следующие наборы картинок: ежик, коза, корова, волк; стрекоза, жук, бабочка, муха; ножницы, топор, замок, молоток; лыжи, зонт, санки, плащ; ежевика, береза, сосна, малина.

Взрослый раскладывает на столе четыре картинки, например, с изображением таких насекомых: жука, бабочки, мухи, стрекозы. После того как ребенок правильно назовет всех насекомых, можно предложить ему в одну сторону положить картинки со звуками з и ж, в другую — без этих звуков. То же можно проделать и с другими картинками, на которых изображены животные или предметы. Затем ребенок раскладывает картинки со звуком з отдельно от картинок со звуком ж.

Далее ребенку дают 3 — 4 набора картинок и предлагают правильно и быстро разложить их на три стопки: без звука з или ж; только со звуком з; только со звуком ж. За безошибочное выполнение задания ребенок получает приз.

3. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, какой из звуков — з или ж, есть в слове-отгадке; загадки, отмеченные звездочкой, даны для заучивания с целью закрепления четкого произношения этих звуков.

  • Маленькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
  • Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза.)
  • Ползун ползет, иглы везет. (Ежик.)
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  • Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) *
  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.) *

4. Предложите ребенку в первых двух фразах выделить слова со звуком з (зь), в двух других — слова со звуком ж, в стихотворении — сначала слова со звуком з, потом с ж.

  • Коза ест траву около забора.
  • Тетя Лиза купила вазу в магазине.
  • Жук живет в дупле большого дерева.
  • У Жени убежал ежик.

Не жалело солнце жара
Для хорошего загара.
И пшеница с рожью
Загорели тоже.

/Е. Измайлов/

5. Выучите с ребенком стихотворения.

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал слоненок.
За мамой-лисицей
Крался лисенок.
За мамой-ежихой
Катился ежонок.
За мамой-медведицей
Шел медвежонок.

/А. Екимцев/

МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
Там жук живой!
Раскроем раму.

/А. Барто/

ЕЖ

Страшен ежик наш на вид.
Всем иголками грозит.
Только знаем мы с сестрой:
Ежик наш совсем не злой.
Кликнешь — он на зов идет,
Молоко из блюдца пьет.
Ежик наш совсем не злой!

/А. Бродский/

6. Проверьте, как ребенок различает звуки з и ж. Предложите ему показать на картинках «В магазине», «На прогулке» все предметы, животных, игрушки, в названии которых есть звук з (зь), на картинках «Елка», «Елка в «Детском мире» игрушки, в названии которых есть звук ж.

Звуки Ц - Ч

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названии которых есть звук ц или ч (ц и ч). Предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:

цццыпленок — чччайник, куриццца — очччки, огуреццц — ключчч, цццепочччка.

2. Прочитайте ребенку текст «Измени слово»; проследите, чтобы он не только правильно выполнил задание, но и четко произносил звуки ч и ц.

ИЗМЕНИ СЛОВО

Маленькую девочку звали Таня. Она всегда произносила свое имя так, что в нем слышался звук ч. Как она себя называла? (Ребенок отвечает: «Танечка».) Все окружающие ее предметы она называла так, что слышался звук ч: мамина кофта — кофточка, совок, с которым любила играть,— совочек, лента, которую мама вплетала ей в косу, называла ... Как? («Ленточка».) А как она называла вазу? («Вазочка».) Чашку? («Чашечка».) Собаку? («Собачка».) Ложку? («Ложечка».) И детей, с которыми она играла, звала так, что в их имени был звук ч. Когда Таня просила у Марины куклу, она говорила: «Мариночка, дай мне, пожалуйста, твою куклу». Лену она называла ... Как? («Леночка».) Оксану? («Оксаночка».) А как она называла Тамару? Раю? Вову? Нину? Свету? (Ребенок отвечает.)

У Тани был брат. Звали его Костя. А как звала его Таня? Таня называла своего брата Косточкой. Костя очень обижался за это на свою сестру и всегда поправлял ее. Ему нравился больше звук ц, и он произносил слова так, чтобы в них вместо звука ч был звук ц. Скажет Таня: «Это блюдечко». Костя обязательно поправит: «Не блюдечко, а блюдце». Назовет Таня лису — лисичкой, Костя исправит: «Не лисичка, а лисица». Таня называет зайчик, он — заяц, Таня говорит: «Курочка, овечка, огурчик, пальчик, колечко». А как сказал бы Костя? (Ребенок произносит слова со звуком ц. Взрослый следит, чтобы звуки он произносил четко.)

3. Поупражняйте ребенка в четком произнесении звуков ц и ч в чистоговорках.

  • Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча — растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и у цапли цыплята.

4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, какой Из звуков — ц или ч — есть в слове-отгадке.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)

Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют — оттого, что он надут.
(Мяч.)

Зимой беленький, летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц.)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.) *

5. Предложите ребенку выделить во фразах сначала слова, в которых есть звук ц, а затем со звуком ч.

  • Курица вывела на прогулку цыплят.
  • У цапли вывелись птенцы.
  • Девочка везет тачку.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Пчела сидит на цветке.
  • Солнце показалось из-за тучи.
  • Мальчик поливает цветы.
  • Бабочка сидит на цветке.
  • У куклы есть чашка с блюдцем.

Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...

/А. Плещеев/

6. Выучите с ребенком поговорки, объясните их значение.

  • Дело мастера боится.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Кончил дело — гуляй смело.
7. Выучите стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок читал их выразительно, четко произносил отрабатываемые звуки.

А зимой
В реке вода
Не боится Холода.
Быстро спрячется
Под лед
И течет себе, течет.

/В. Соломин/

ПТИЦА

Два крыла петух развел,
Стал петух гордиться: —
Я,— сказал он,—
Не орел.
Но немножко птица.
Если очень захочу,—
Закричу и полечу.

/Г. Остер/

МИШКА

Замело пути-дороги
Белым снегом за селом.
Мишка сладко спит в берлоге.
Там, где частый бурелом.
В небе звездочка искрится,
В колокольчик полночь бьет.
Мишке бочка мёда снится
Снова в ночь под
Новый год.

/Е. Александрова/

Солнце ласково смеется,
И с пригорка звонко льется
Светит ярче, горячей.
Разговорчивый ручей.

/Я. Колас, перевод с белорусского Е. Благининой/

Запомните считалку.

Начинается считалка:
На дубу — Скворец и галка.
Улетел домой скворец.
И считалочке — Конец.

8. Проверьте, как ребенок различает на слух и в произношении звуки ч и ц. Для этого рассмотрите с ним рисунок «В магазине». Пусть он также перечислит слова-названия игрушек со звуком ц, при рассматривании рисунков «Елка» и «Елка в «Детском мире» — слова-названия со звуком ч.

Звуки С (СЬ) - Щ

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названии которых есть звук с (сь) или щ. Предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки: сссобака — гуссси — щщщенок, лиссса — ящщщик.

2. После чтения текста попросите ребенка назвать два слова по порядку.

НАЗОВИ СЛОВА ПО ПОРЯДКУ

Однажды Дима и Петя играли в слова: кто больше подберет слов на звук с. Они назвали много слов с этим звуком. Дима говорит Пете: «А можешь ты назвать сразу два таких слова, чтобы в одном из них был звук с, а в другом щ?»— «Могу,— сказал Петя.— Только дай мне немного подумать». Спустя несколько секунд Петя вспомнил такие слова, в которых есть звуки с и щ, и назвал: «Ссслон, щщщенок».— «Молодец,— сказал Дима,— в слове ссслон действительно есть звук с, а в слове щщщенок — звук щ. А ты можешь назвать слова, чтобы в первом слове был звук с, а во втором — щ?

Для выполнения задания ребенку можно дать 1—2 мин. Чтобы облегчить задание, желательно использовать наглядность — подобрать игрушки и предметы, в названии которых есть эти звуки. Надо следить, чтобы ребенок называл слова в заданном порядке (сначала со звуком с (сь), а затем со звуком щ) и произносил эти звуки немного протяжно. Если нужно, взрослый дает образец.

3. Предложите ребенку повторить чистоговорки тихо и шепотом. Выучите с ребенком скороговорку и предложите произнести ее тихо и быстро.

  • Ща-са-са — под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи, не ищи - не сыщешь.

4. Пусть ребенок запомнит поговорки.

  • Ищи ветра в поле.
  • Щи да каша — пища наша.
  • Всякой вещи свое место.

5. Предложите ребенку отгадать загадку, выучить ее.

Я в дом любой тебя впущу.
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу,
Коль не подашь мне руку.

(Дверь.)
/В. Данько/

6. Предложите ребенку выделять из фраз слова сначала со звуком с (сь), затем со звуком щ.

  • Кукла спит в кроватке.
  • Саша катается на санках.
  • Петя поймал щуку.
  • В ящике лежат щетки.
  • Щенок уснул в ящике.
  • У Светы новый плащ.

7. Выучите стихотворения.

ЩУКА

Эта щучка Не простая штучка!
Сунь ей палец в пасть —
Всей руке пропасть!

/Э. Котляр/

ВЫДРА

Учит выдра-мать выдрят,
Как ловить в реке щурят.
Чтоб нырять за рыбкой ловко,
Малышам нужна сноровка.

/Е. Александрова/

8. Предложите ребенку рассмотреть иллюстрации «В магазине», «Щенок», «Елка», «Елка в «Детском мире» и рассказать, что на них изображено, а затем найти и перечислить предметы и игрушки, в названиях которых есть звук с (сь) и щ.

Звуки Л - Р

1. Покажите ребенку картинки с изображением предметов или игрушек, в названиях которых есть звуки л (ль) или р (рь): лопата, велосипед, телефон, стол, ракета, карандаш, фонарь, телевизор, крокодил, троллейбус, вертолет, верблюд; предложите произнести слова так, чтобы ясно слышались эти звуки:

лллопата, ррракета, тррролллейбус, крррокодиллл. Для закрепления правильного произношения звуков л (ль) и р (рь) можно использовать картинки: «Мы лепим», «Овощи и фрукты», «Отгадай, что купили».

2. Прочитайте текст и предложите ребенку определить, каких слов больше,— на звук р или л.

КАКИХ СЛОВ БОЛЬШЕ

В одном детском саду ребята играли со словами, подбирая их на разные звуки. Сережа сказал: «Больше всего слов можно назвать со звуком рь.— «И совсем не обязательно,— сказала Лариса,— очень много слов со звуком л».— «А мы сейчас проверим,— сказал Сережа.— Пусть девочки назовут слова, в которых есть звук л, а мальчики — слова, в которых есть звук р. Кто больше назовет слов, тот и прав». И стали дети называть слова со звуками р(рь) и л(лъ). Они назвали много слов, как со звуком р, так и со звуком л, при этом ни разу не повторили дважды одного и того же слова. Кто же из них оказался прав? Давай проверим, каких слов — со звуком р или со звуком л — мы знаем больше.

Ребенок называет слова, четко произнося звуки. Взрослый считает, сколько названо слов со звуком р(ръ) и со звуком л(ль), а затем сообщает, каких больше.

3. Предложите ребенку повторить за вами чистоговорки, произнося их с различной громкостью: шепотом, тихо, вполголоса, громко; произнести чистоговорку, как скороговорку, шепотом и тихо:

  • Рыбу ловит рыболов.
    Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала. (А. Левшин.)
  • Римма и Тима шли мимо тира. (А. Грамолин.)

4. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, в каких словах-отгадках есть звук л(ль) или р(рь), в каких эти звуки отсутствуют. Выучите загадки, отмеченные звездочкой.

  • Крылья есть да не летает; ног нет да не догонишь. (Рыба.)
  • Начинает он копать — заменяет сто лопат. (Экскаватор.)
  • Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. (Велосипед.)
  • Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук.)
  • Зимой спит — летом улья ворошит. (Медведь.) *

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.

(Земляника.)
/Ю. Кушак/

5. Поупражняйте ребенка в выделении из текста слов, в которых есть один из звуков — л(лъ) или р(рь) — и оба звука.

  • Леша катается на велосипеде.
  • Папа купил Саше лампочки для елки.
  • К утру ветер разогнал тучи.
  • Рая вышла во двор, чтобы накормить кур.
  • Мальчики ловят рыбу в пруду. На огороде растут лук, огурцы и помидоры.
  • Рома сделал кормушку для птиц.
  • В зоопарке дети видели крокодила и верблюда.
  • В метро есть эскалатор.

6. Запомните поговорки, пословицы. Предложите ребенку повторить за вами тексты. Следите, чтобы он правильно, четко произносил слова и отрабатываемые звуки.

  • Игра игрою, а дело делом.
  • Дорога ложка к обеду.
  • Смелость города берет.
  • За всякое дело берись смело.
  • Один раз солгал, в другой раз не поверят.
  • Что летом родится, зимой пригодится.
  • У плохого мастера и пила плохая.

7. Выучите с ребенком стихотворение.

ОСЕНЬ

Кричит ворона в небе: —
Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень.

/Е. Интулов/

Запомните считалочку.

Шли Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Стали Ноги
Вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

/А. Шабунин/

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки «В комнате», «Кто что делал?», «Мы лепим», «Овощи и фрукты» и рассказать, что на них изображено а затем перечислить сначала те предметы и игрушки, в названии которых есть звук л(ль), затем — р(рь).

Развитие слухового внимания

1. Прочитайте ребенку стихотворение «Это правда или нет?» Вначале предупредите его, что слушать надо внимательно, чтобы заметить в тексте смысловые неточности.

ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

/Л. Станчева, перевод с болгарского А. Александровой/

Если ребенок затрудняется выполнить задание, взрослый предлагает вопросы: «Весной созревает виноград? У коня есть рога? А снег может быть летом? Кто кричит: «га-га-га»?» После беседы можно вновь прочитать это стихотворение, замедляя темп в строках, где есть смысловые несоответствия.

2. Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ответить, о каком шарике идет в нем речь. При желании это стихотворение можно выучить с ребенком и попросить его выразительно прочитать.

Шарик

Что машина,
Что фонарик,
Что мне новый
Паровоз?!
На полу улегся
Шарик —
Папа мне его
Принес!
Он не желтый,
И не синий,
И совсем
Не голубой!
Просто он такой
Красивый —
Трудно высказать,
Какой!
Выбегаю
Из калитки
И бегом лечу
К реке!
Не держу его
На нитке,
А держу
На поводке!

/В. Орлов/

6. Прочитайте ребенку стихотворение «Что взяла, клади на место!» и предложите ему помочь маленькой девочке правильно расставить вещи по своим местам.

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там...
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.

/3. Александрова/

Учите детей читать выразительно

1. Выучите с ребенком стихотворения, прочитайте их выразительно.

ЗВЕЗДЫ Поскорей скажи мне, папа,
Отчего мигают звезды?
Может, быть, они все время
От кого-то ждут ответ?
Ты скажи мне, звезды плачут?
Знают, что такое слезы?
Если падают на землю,
Звездам больно или нет?
Поскорей скажи мне, папа,
Все ли звездочки на месте?
И скажи мне, звезды могут
Разговаривать со мной?
Могут весело смеяться?
Петь они умеют песни?
Если звезды ходят в гости,
Позови их к нам домой!

/М. Газиев, перевод с аварского А. Ахундовой/

КАПРИЗЫ

Все капризы у Оксанки
Соберем в большие санки,
Отвезем в далекий бор
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле елки -
Пусть едят их злые волки!

/Э. Мошковская/

ГДЕ ВОРОБЕЙ?

Тает снег.
Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура.
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь
Лежит простужен.

/Р. Фархади/

Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!

/Е. Серова/

РАССКАЖИ

Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!
Где малина, костяника?
Расскажи!
Где румяная брусника?
Покажи!
Где грибы на толстой ножке -
Сами просятся в лукошко,
Где синеет голубица,
Где живут ежи?
Расскажи, сорока-птица,
Расскажи!

/Г. Лагздынь/

2. Ребенок повторяет за взрослым фразы, соблюдая те же интонации: вопроса, удивления, радости, огорчения, изумления, и пр.

  • Мама дома?
  • Наташа пришла!
  • На улице было тепло.
  • Щенок нашелся!
  • Яблоко кислое!
  • Туча похожа на слоненка!
  • Опять каша!

Далее