«Не Хочу Учиться»: Что Делать?
>Остались считанные дни до конца лета, и вот он, долгожданный День знаний. Первое сентября уже на пороге. Это волнительное время для ребят и их родителей, особенно если ребенок идет в первый класс, начиная новый и, безусловно, очень важный этап своей жизни. Как правильно психологически подготовить малыша к абсолютно новому и направить его в нужное русло, развив интерес к новым знаниям и любовь к учебе с самого начала обучения?
Первоклассника важно настроить на предстоящее обучение по новой для него модели. Продолжительное и неподвижное сидение за партой, новые правила, учебники со строгими заданиями, учитель, речь которого надо внимательно слушать и запоминать, оценки, домашняя работа – все это поначалу непонятно и, так или иначе, создает психологическое напряжение.
Родители, чьи дети учатся в начальных классах, не понаслышке знают о такой ситуации, когда драгоценное чадо вдруг не хочет идти в школу или наотрез отказывается выполнять домашние задания. Но не стоит стразу прибегать к мерам наказания и ругать его. Для начала следует понять, в чем кроется проблема и почему же на самом деле ребенок не хочет учиться.
Следует понимать, что школа требует ежедневного выполнения заданий, как в самом учебном заведении, так и дома. Это тяжкий труд, и ребенку необходимо какое-то время, чтобы привыкнуть к новой и пока что непонятной форме процесса обучения, что, безусловно, вызывает стресс. Поэтому не стоит тут же ругать ребенка, если у него что-то не получается, и нагружать такими словами, как «надо» или «должен», тем более ни в коем случае нельзя обвинять его в плохих оценках. Таким образом можно добиться разве что еще большего эмоционального напряжения и вызвать ненависть к школе.
А что тогда делать?
Для начала – понять, а не кроится ли проблема в адаптации. Необходимо поговорить с ребенком и узнать, что же именно у него не получается, что ему не нравится, каковы его отношения с одноклассниками. Вероятно, малыш просто боится «оплошать» перед сверстниками, дав неверный ответ у доски, или ребята беспричинно начали придираться и высмеивать, обижать, говорить гадости. Может, он стесняется своих очков или полноты. Вариантов много, главное – пообщаться и понять, вдруг ребенок просто-напросто боится посещать учебное заведение, и если действительно боится, то почему.
Также стоит попробовать совместить знания о характере и увлечениях ребенка с процессом обучения, например, развивать любовь к чтению книгами, интересными ребенку. Это может быть не только художественная литература, но и научно-историческая, если на уроке ему понравился рассказ о жизни Петра Великого. А может, ребенок просто любит животных, тогда ему должна понравиться красочная книга о зоологии.
Очень важно поощрять малыша за его достижения в учебе, пусть даже незначительные. А вот от критики стоит воздержаться, чтобы желание ходить в школу не отпало вовсе. Если у ребенка что-то не получается, следует уделить этому особое внимание, позаниматься вместе, объяснить материал в максимально простой и доступной форме, сделать работу над ошибками, и наконец, похвалить за проделанную работу и успехи. Процесс обучения можно превратить в забавную игру с письмами супергероям (если надо подтянуть письмо) или со счетом конфетами (решая математические задачки).
Ребенка в первую очередь надо настроить на то, что процесс обучения увлекателен и занятен, и только потом говорить о важности образования в целом. Следует дать толчок, чтобы ребенок втянулся и полюбил школу и все то интересное, что происходит в ее стенах.