Игры детей Лаоса
Змея ловит цыпленка
Один игрок — змея, другой — курица, остальные цыплята. Курица с распростертыми крыльями становится против змеи, а цыплята, выстраиваются за ней.
Змея старается схватить цыпленка, курица не позволяет ей. Она все время старается так повернуться и занять такое положение, чтобы змея не добралась до цыплят. Если все же змее удается подобраться к цыпленку, она должна схватить его обеими руками. Цыплят становится все меньше, пока наконец не останется одна курица. Но и курица может одолеть змею — если ей удастся ухватить игрока-змею за нос двумя пальцами. Поэтому змея тоже должна быть постоянно начеку и в движении.
Ба лун
Лаосский вариант индийской «Кхо-кхо», малайской «Цалах панян», филиппинской «Береговая охрана». Играют две команды по пять игроков: защитники и нападающие. Площадку чертят на ровной земле — песчаной или травянистой. Форма площадки (как показано на рисунке) — кирпич, длина 10 м, ширина 5, вдоль и поперек она разделена на равные участки узкими улочками в одну ступню, то есть около 30 см. С двух концов площадки такие же улочки.
Защитники располагаются внутри на улочках в определенном порядке. Первый защитник может двигаться только по первой улочке, второй — по верхней половине продольной улочки, третий — по средней перекрестной улочке, четвертый — по нижней половине продольной улочки, пятый — вдоль задней поперечной улочки. Выходить за территорию назначенных им улочек нельзя. Они могут дотронуться только до пробегающего игрока, до стоящих на замкнутых территориях или вне площадки дотрагиваться нельзя.
Пятеро нападающих располагаются напротив первой улочки вне площадки, вдоль нее. Они ждут, когда появится возможность прорваться на площадку. Первый защитник ходит вдоль своей улочки, стараясь схватить нападающего, прорывающегося на площадку. А нападающие постоянно «раздражают» его, то есть, нагнувшись вперед, касаются его рук и делают вид, будто в любой момент хотят прорваться на площадку. Наконец один 1 из них в удобный момент вбегает на площадку.
На площадку может вбежать сколько угодно нападающих. Их задача — помочь товарищу по команде пробежать вдоль всей площадки и обратно так, чтобы его не схватили. По площадке можно бежать только вперед или в сторону, назад нельзя.
Так как поля неприкосновенны и схватить нападающих можно лишь на улочке, то все пять игроков пугают первого защитника (они подражают голосам хищных птиц), пока один из них не вбежит на внутреннее поле. Могут вбежать и несколько. С внутреннего поля они перебегают на параллельное поле или на то, что впереди. Если какому-то игроку удастся пробежать по площадке и обратно так, что ни одного из членов его команды не поймают, команда записывает очко и меняется местами с другой командой. Однако если поймают одного из нападающих во время бега, нападающая команда выбывает, и защитники записывают очко. В этом случае роли тоже меняются. Играют десять туров. Команда, набравшая за это время больше очков, побеждает.
Колокольный звон
Дальневосточный вариант известной игры. На столб или ветку дерева вешают колокол (металлический предмет, издающий звук), рядом металлическую биту. У колокола, лицом к дереву, стоит водящий. Он произносит короткое стихотворение или поет песенку. В это время остальные игроки прячутся. Закончив петь, водящий поворачивается и идет искать игроков. Дальше все идет уже по известным правилам. Найдя кого-то, ведущий бежит к колоколу, чтобы «выбить» игрока. Для этого он битой ударяет по колоколу. Если это удается прежде, чем найденный игрок добежит туда, выбитый игрок становится пленником, и поиски продолжаются. Если найденный игрок добежит раньше, он спасся, и водящий должен прочесть новый стишок, а за это время найденный игрок снова прячется.
Игроки договариваются между собой, и по условному знаку все одновременно выбегают и бьют битой по колоколу. Если это удастся, водящий снова в проигрыше и опять должен читать стихотворение.