Игры детей Югославии

Сербская лапта

Сербский вариант особенно любимой на Балканах игры. Играют только мальчики. Две команды, каждая выбирает ведущего игрока — «бимбашу». После выбора бимбаши члены команды устанавливают очередность в соответствии с силой и ловкостью игроков. Этот порядок имеет значение, когда команда получает право на удар.

Битой обычно служит толстая палка или хорошо оструганная доска. На расстоянии 30—40 м друг от друга проводят две параллельные линии, в центре каждой отмечают точку. Одна из них — точка, из которой бьют, другая — цель, до которой нужно бежать. Бимбаши жеребьевкой решают, какая команда бьет первой. Игроки бьющей команды выстраиваются в порядке установленной очередности у точки, из которой будут бить; полевые игроки стоят в поле. Первый удар делает бимбаша. Ему и другим игрокам его команды подает мячи бимбаша команды противника. Поданный мяч игрок отбивает в поле, как можно дальше, и тотчас же бежит, добегает до цели и возвращается обратно. Если полевой игрок сумел попасть в него подобранным мячом, игрок бьющей команды выходит из игры, и команда его теряет право на дальнейшие удары. Команды меняются местами. Но если ему удастся вернуться, следующим бьет игрок, стоящий за ним по порядку, затем третий, четвертый и так далее.

Счет в игре прост: каждый удачный пробег — очко, следовательно, команда наберет столько очков, сколько ее членов сумеет удачно пробежать. Если все члены команды удачно пробили и пробежали, они снова бьют, начиная с бимбаши. Игроки договариваются, сколько туров они играют — тур идет до обмена местами, потом команды подсчитывают очки.

Дополнительные правила. Если у игрока удар не получился, он становится в сторону и бьет следующий. Однако совершивший неправильный удар игрок тоже должен бежать, когда пробьет его товарищ по команде, и полевые игроки могут попасть в любого из них. Каждый игрок бьет лишь один раз, исключая последнего члена команды, который имеет право на три удара.

Пахнет... стой!

В этой старой, но и сейчас популярной игре прежде всего выбирают царя. Царь садится на землю и держит ремень от брюк в вытянутых руках. Остальные игроки берутся за ремень одной рукой. Царь произносит какую-нибудь букву и говорит, что он загадал имя знаменитого человека или название зверя или цветка, начинающееся с. этой буквы. Игроки по очереди отгадывают. Кому удается догадаться, тот получает от царя ремень и начинает гоняться за остальными. Кого догонит, стеганет ремнем, разумеется, несильно. Это продолжается до тех пор, пока царь повторяет слово: «Пахнет». Неожиданно он говорит: «Стой!», тогда выигравший перестает стегать пойманного им игрока и бежит к царю. Остальные, если это им удается, «грабят» его, отнимают ремень. Если игроки отнимут ремень, то прячут его у себя, и выигравший должен догадаться, у кого он. На это у него три попытки. Если догадается, обладатель ремня бьет его по руке, говоря: «Ты будешь новым царем». Если он не угадывает, царь остается прежним, игра начинается снова.

Камень с плеча

На Балканах много игр, которые требуют большой физической силы и ловкости, можно сказать, это состязание в удали. Простая игра — кто дальше бросит камень — очевидно, прообраз современного толкания ядра.

Игроки проводят черту, отсюда бросают камень определенного веса. Игрок двумя руками кладет на плечо камень и правой ладонью сталкивает его с плеча. Камень можно бросать двумя способами: с места и с разбегу. С места: метатель стоит на линии и во время броска не отрывает ноги от земли. С разбегу — вне зависимости от расстояния бросать можно только с линии, и, если игрок переступит ее, бросок считается недействительным.

Игроки бросают один за другим, каждый делает это три раза. Кто бросит дальше всех, тот выиграл.

Выбить кеглю

Участники игры устанавливают деревянную кеглю — это цель. На определенном расстоянии от нее по договоренности проводят линию, откуда игроки по очереди бросают в кеглю камень. Кто попадет в кеглю и опрокинет ее, записывает десять очков. Если в одном заходе никто не опрокинет кеглю, пять очков получает игрок, камень которого упал ближе всего к цели. Если кто-либо опрокинет кеглю, начинается новый заход. Однако игроки теперь бросают в порядке обратной очереди, чтобы каждый имел одинаковые шансы на получение очков. Надо набрать определенное количество очков: сто, семьдесят пять или пятьдесят, по договоренности. Выигрывает тот, кому это раньше удастся. Выигравший получает награду. Он бросает камень так далеко, как только может, и игрок, набравший меньшее количество очков, обязан на спине отнести победителя к тому месту, где упал камень, и обратно. Но наказание проигравшему еще строже: он должен по очереди отнести туда и остальных игроков.

Далее