Игры детей Франции

Ходули

Если исследовать историю игры, в особенности общеизвестной, то, как правило, уходишь далеко в глубь времен. И в большинстве случаев не доходишь до истоков. Этому развлечению наших предков, которое мы называем хождением на ходулях, около двух тысяч лет. Уже римлянам оно было известно, его латинское название — «Граллэ» происходит, очевидно, от названия греческого танца. Впервые это слово употребил один древнеримский ученый: актеров, которые в древних трагедиях изображали на сцене козлоногого бога Пана и ходили на коротких палках, оканчивающихся острыми зубцами, он назвал ходящими на ходулях; другие источники утверждают, что обычай ходить на ходулях тесно связан с распространением легенд о титанах.

Во всяком случае, во Франции и Бельгии ходули были распространены уже в раннем средневековье и были связаны с культовыми обрядами. Намурская молодежь боевые игры чаще всего проводила на ходулях. Игры, проходили так: юноши, родившиеся в определенные месяцы года, вставали на одном берегу, остальные на другом и на ходулях начинали биться друг с другом. Сохранилось много исторических свидетельств этих турниров XV и XVI веков, они проводились настолько серьезно, что часто бывали и раненые. В 1814 году эти турниры были запрещены.

Но хождение на ходулях имеет и практическое использование. Через маленькие речки, заболоченные луга, топи на них можно пройти, не завязнув в грязи, не замочив ног. Пастухи Ланда и Солони во Франции и по сей день пасут стада на ходулях.

Длина употребляемых сейчас ходуль 170—180 см, основное правило: палки должны достигать хотя бы до плеч, потому что только так можно сохранять равновесие. Подножка находится в 30—50 см от земли.

Игры на ходулях в современной Франции

  1. Соревнование в беге на ходулях. Игроки выстраиваются в одну линию, по сигналу встают на ходули, бегут до определенной черты и обратно. Кто раньше вернется, выигрывает.
  2. Хромой аист. Игрок удлиняет лишь одну ногу, а другой прыгает по земле, словно бежит на костыле. Выигрывает тот, кто прибежит первым.
  3. Битва на ходулях. Играют командами. Члены команды парами становятся друг против друга и пытаются столкнуть друг друга с ходулей. Борющиеся могут касаться лишь плеч противника, делать подножки запрещено. Кто так поступит, того выводят из игры.
  4. Игра с кольцом. Игроки выстраиваются на линии, перед ней в десяти метрах между двух столбов или деревьев натянута веревка, на которой висит кольцо. По знаку игроки на «одной ноге», то есть на ходуле, приближаются к кольцу и стараются другую ходулю — «копье» просунуть в кольцо, одновременно, разумеется, оттолкнув «копье» другого игрока. Выигрывает игрок, который сумеет просунуть ходулю в кольцо, оставшись стоять на другой ходуле.
  5. Игра в мяч на ходулях. Все простейшие игры в мяч можно вести на ходулях, во Франции так и делают.

Вытеснение

В этой игре прежде всего надо отметить два лагеря для двух команд. Лагеря размечаются двумя линиями, которые находятся на расстоянии 200 м друг от друга. Обе команды располагаются между своим лагерем и разделительной линией на ничейной территории и вбросом мяча решают, кому начинать. Первый бросающий игрок из центра своей площадки кидает мяч противнику так, чтобы он упал как можно дальше. Игрок противника, поймавший мяч в воздухе, может сделать два шага вперед перед броском, а если возьмет упавший мяч, то бросает оттуда, где мяч коснулся земли. (Сколько мяч прокатится после того, как упадет, во внимание не принимается.) Брошенный назад мяч снова пытается получить первая команда. Передавать мяч можно только руками, но остановить его можно ногой. Это не будет нарушением правила.

В зависимости от того., насколько меток игрок, мяч падает на территории противника дальше или ближе, и его бросают издалека или с близкого расстояния. Так обе команды идут то вперед, то назад. Если одна из команд, преследуя, «вытесняя» противника, переходит через разделительную линию, ей предоставляется возможность достичь конечной цели, то есть забросить мяч за линию лагеря противника. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.

Школа прыжков

В эту игру играют во всем мире. В Англии и Северной Америке она называется «Хопскотч», в странах испанского языка — «Парма». Французы охотно играют в эту игру и знают много вариантов. Рисунки здесь довольно сложные. Ниже будут описаны четыре наиболее часто встречающихся варианта.

Для игры нужен плоский камешек или тонкий деревянный кружок. Играют двое. Игрок стоит в метре от рисунка и бросает камень на поле номер 1. На одной ноге он прыгает туда за ним, выбивает его с поля, и так же на одной ноге прыгает обратно.

Затем бросает на второе поле, потом на третье и т. д.

По очереди и на каждое поле надо бросать камень, исключая запрещенные поля, куда камню падать нельзя, и поле это надо перепрыгивать. Запрещенное поле на первом рисунке снабжено надписью «перепрыгни!», на втором рисунке это тринадцатое поле. Если игрок случайно прыгнет на запрещенное поле, ему надо прыгать обратно и снова начинать прыгать на очередное поле. В этом случае после каждого прыжка, то есть каждого поля, он ждет десять секунд на одной ноге, и так до последнего поля. Если на первом рисунке игрок доберется до «дома», он может поставить на землю другую ногу, но на других полях это запрещено. А на одном рисунке «дома» нет. Если во время прыжков он все же поставит вторую ногу или прыгнет на линию, он снова должен бросать камень на поле, на которое он направлялся.

Если бросок игроку не удастся (бросил не на соответствующее поле) или камень попадет на линию, он пропускает ход. Выигрывает игрок, который первым сделает пять туров.

Французские сапки

Французский водящий — речь идет о рыцарской нации — обычно дает преследуемым несколько шагов форы и потом бежит за ними и «салит» прикосновением руки. Если между ним и убегающим пробегает другой игрок, он должен бежать за этим игроком. На площадке для салок помещают несколько «домов», называются они «табу», но в них убегающий может пробыть только минуту. Особые табу, если убегающий виснет на ветке дерева или вскарабкивается на него. Другими словами, спасает себя, повиснув на чем-либо.

Охотничий мяч

Обычное выбивание мячом во Франции тоже популярно, но правила несколько иные.

Игроки собираются кучкой. Посреди стоит охотник, который потом будет охотиться за всеми. Мяч охотник подбрасывает в воздух и ловит его, когда он отскакивает от земли. Так он подбрасывает мяч трижды. За это время игроки разбегаются по площадке, потому что охотник в третий раз, схватив отскочивший мяч, сразу же бросает его в ближайшего игрока. Кого он выбьет, тот его «собака» и должен ему помогать. Собаки не могут сбивать игроков, но могут схватить после сбивания отскочивший мяч и бросить его находящемуся в выгодном положении охотнику.

Число собак все увеличивается. Однако игроки могут защищаться. Если им удастся поймать мяч, которым их хотели выбить, они могут передавать его друг другу и даже выбить собаку. Выбитая собака снова становится полноправным игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех или признается в своем поражении.

Знамя

Боевая игра ведется за обладание знаменем, воткнутым в 'землю. В этой игре установлены строгие правила.

Площадка в форме кирпича 30 X 20 м. У двух коротких сторон площадки на расстоянии 5 м прочерчены полосы: здесь крепости обеих команд. В 5 м от крепости защищающейся команды в середине поля по его ширине в землю воткнуто знамя, за обладание которым ведется борьба. В игре может принимать участие сколько угодно игроков, но самый лучший вариант — 15 человек в команде.

Нападающая и защищающаяся команды в начале игры находятся в своих крепостях. В команде нападающих есть один особый игрок — рыцарь (кавалер), которому в команде отводится исключительная роль. Только рыцарь имеет право захватывать пленников из числа защищающихся игроков, а защищающиеся игроки вне крепости могут захватить в плен любого нападающего, кроме рыцаря. Но рыцарю нельзя брать знамя.

Игрока нельзя захватить, если он в крепости или одной ногой уже ступил в крепость своего лагеря или лагеря противника. Пленники выходят с площадки и стоят в особом огороженном месте, в «тюрьме».

Игра начинается так: рыцарь, пользующийся правом неприкосновенности, направляется к крепости противника и касается знамени. Тогда нападающие выходят из крепости и бегут к знамени, чтобы захватить его и унести в крепость. Защитники тоже выходят из крепости, защищая знамя. Те, кого коснутся защитники, становятся пленниками. Дело рыцаря помогать своим нападающим: он становится рядом с попавшим в затруднительное положение нападающим или тем, кто ближе всех подобрался к знамени и держит в страхе находящихся поблизости защитников (он их может поймать, а они его нет). Но ему запрещено становиться между знаменем и его защитниками.

Если нападающий уронит схваченное знамя на площадке, рыцарь тотчас должен поставить знамя на место. Если нападающего схватят вместе со знаменем, не только он выходит из игры, но и вся нападающая команда проигрывает. Конечная цель нападающих — унести знамя в свою крепость, поэтому в критическом положении нападающий игрок бросает знамя. Рыцарь водворяет знамя на место, начинается новый тур, в котором нападающие получают новый шанс.

Итак, нападающие выигрывают, если уносят знамя в свою крепость, а защитники лишь тогда, когда поймают нападающего со знаменем. Разумеется, игра может закончиться и в том случае, если все защитники и нападающие попадут в плен, так как рыцарь не может унести знамя в крепость.

Далее