Игры детей Румынии
Ойна
Старая пастушья игра была известна чабанам Валахии еще в XVI—XVII веках. Это вид лапты, но он значительно отличается от азиатских и восточноевропейских вариантов. В разных районах Румынии правила ее не всегда совпадали и называлась она по-разному. В наше время в Румынии она везде называется «ойна». Правила ее впервые были зафиксированы в XIX веке. В 1898 году был принят закон, по которому обучение этой игре стало обязательным в начальных школах Румынии. А первый чемпионат страны был проведен в Плоешти в 1932 году. Ныне в Румынии игра очень распространена, устраиваются чемпионаты страны по ойне. Она считается национальной игрой.
Когда-то пастухи играли в ойну на большом поле, в командах, было по одиннадцать человек. С тех пор как правила упорядочили, в каждой команде шесть игроков, а площадка имеет определенные размеры. Обычно для игры выбирают травяни-стую или гаревую площадку. Играют и в зале. Размеры площадки 45 X 16 м (это для взрослых, для молодежи площадка меньше — 37,5 X 13 м). Края площадки отмечены белыми линиями шириной 5—10 см. Продольную среднюю линию поля обозначают прерывистой линией. В одном конце средней линии находится ударный круг, в другом — круг получения. На боковых линиях тоже рисуют два круга, это «дома». Диаметр каждого 2 м. Иногда их проводят внутри линий, тогда диаметр их равен метру. Основная линия, находящаяся на стороне ударного круга, называется ударной линией, или линией нападения, противоположная ей — линией получения.
Для игры необходим обычный мяч, набитый волосом и обтянутый коровьей кожей. Диаметр его 20 см (для детей — 12). Бита в форме цилиндра делается из твердого дерева. Длина ее метр, с одного конца она тоньше, чтобы удобнее было держать.
В игре принимают участие две команды по шесть человек. Одна ударная, или нападающая, вторая защищающаяся, или бегущая. Роли их, как мы увидим, меняются. Один из членов нападающей команды, бьющий игрок, становится в ударный круг, рядом с ним вне круга подающий игрок. В круге напротив них стоит получающий игрок. Остальные члены команды располагаются за линией нападения слева от бьющего игрока. Члены защищающейся команды стоят против них за линией получения, выстроившись за противоположной половиной поля, слева от получающего игрока. Эта половина поля принадлежит ям, по ней они бегут и во время бега могут спасаться от выбивания в домах, стоящих на боковой линии.
Ход игры. Подающий игрок подбрасывает мяч, бьющий ударяет по нему, направляя его к получающему игроку. Это требует большой силы, принимая во внимание длину поля, поэтому ударяют обычно двумя руками. Только опытные игроки могут пробить мяч одной рукой. Бьют с высоты плеча, а можно битой, опущенной на землю, в соответствии с этим изменяется траектория полета мяча. После удара бьющий игрок кладет биту в ударный круг и вместе с подающим игроком присоединяется к остальным членам команды. В момент удара члены защищающейся команды с основной линии пускаются бежать. Их конечная цель — достичь противоположной основной линии, но так, чтобы их не выбили.
Игрок, стоящий в противоположном кругу, ловит мяч или в воздухе, бросаясь на него, или поднимая с земли. Получающий мяч игрок сам тоже может выбить бегущего противника или передать мяч игроку своей нападающей команды, если тот находится в лучшем положении для удара. В этой фазе игры положение игроков таково, что члены защищающейся команды на своей половине поля бегут к противоположной основной линии и к домам. А члены нападающей команды, рассыпавшись по всему полю, стараются занять положения, из которых удобнее всего выбивать противника.
Игра теперь идет так: получающий игрок или тот, кому он передал мяч, старается попасть им в игрока бегущей команды. Если это удается, нападающая команда получает очко. (Очки фиксируют находящиеся с двух сторон площадки судьи; они следят и за соблюдением правил.) Если брошенный мяч поймает игрок бегущей команды, тогда его команда получает очко, и он теперь может сбить игрока противника. Бежать с мячом, как и при игре в ручной мяч, нельзя; если мяч у нападающей или у бегущей команды, его нужно тотчас же передать дальше или выбить кого-либо. Цель нападающей команды — выбить как можно больше игроков противника, а цель бегущей — воспрепятствовать этому быстротой, ловкостью, укрыванием в доме или перехватом мяча, самим набрать очки, все ближе придвигаясь к финишу.
Один сет длится до тех пор, пока все бегущие игроки не окажутся у цели, тогда подсчитывают очки. Команда, набравшая больше очков, выигрывает сет. Один сет может продолжаться довольно долго, бегущей команде нет смысла передвигаться гуртом, гораздо целесообразнее ловкой пасовкой как можно дольше держать захваченный мяч, а в это время все члены команды, рассыпавшись по площадке, постепенно приближаются к цели. В трудных ситуациях можно укрыться в доме. Оставаться там долгое время нельзя.
Итак, в начале игры мяч у нападающей команды, члены ее передают его друг другу, стараются попасть в противника. Если бросок удался, мяч возвращается к игроку, который сделал этот бросок. Однако, если тот, на кого напали, поймает мяч, он сам теперь может бросать и выбивать, и тогда вышеупомянутые правила относятся к нему. Выбивать необязательно, однако мяч нужно постоянно передавать по возможности игроку своей команды, находящемуся в более выгодном положении.
Очки получает:
- Та команда, игрок которой выбил противника.
- Надающая команда, если бьющий игрок уже во время удара попал в игрока защищающейся команды, начавшего бег.
- Нападающая команда, если бьющий игрок пробил точно по определенной дуге.
- Та команда, пасы которой были исключительно точными.
Последние наградные очки присуждают судьи, и они имеют особое значение в случае ничейного сета.
Итак, игра продолжается до тех пор, пока все члены защищающейся команды не достигли цели — ударной линии. Тогда следует трехминутный перерыв, затем команды меняются ролями и площадками. Защищающаяся команда становится нападающей и выстраивается на противоположной половине поля. Оттуда она бьет. Как и в волейболе, по договоренности играют три или пять сетов. Кто выиграет больше сетов — из трех два, из пяти три, тот побеждает.
Дополнительные правила:
- Мяч должен дойти до получающего игрока по определен ной дуге и приблизительно над средней линией. Если это не удастся или мяч уйдет с площадки, защищающаяся команда получает очко. Если пробитый мяч упадет на половине защищающейся команды, любой бегущий игрок может поднять его и ввести в игру, то есть выбить им противника.
- Очко получает нападающая команда, если бьющий игрок уже во время удара собьет ащищающегося игрока.
- Если бьющий игрок выйдет из ударного круга, удар недействителен.
- Недействителен захват мяча, если игроку не удалось захватить мяч, и он выскочил у него из рук, то есть игрока осалили мячом. В этом случае защищающаяся команда получает очко.
- Обе команды могут войти на площадку только в момент удара. Если кто-то нарушит это правило, удар повторяется.
- Защищающейся команде запрещено переходить на чужую половину поля. Если это сделают намеренно или нарушат это правило повторно, тогда судья удаляет провинившегося. На его место можно ввести другого игрока. Для подобных случаев вне площадки находятся по два сменных игрока. Заменять игроков можно и в случаях травм, и по тактическим причинам.
- Попадание в игрока недействительно, если выбитый игрок защищающейся команды уже пересек основную линию или находится в каком-либо доме.
Триктрак
Эта игра, возможно, арабского происхождения. На территории всей нынешней Малой Азии она известна издавна. Поле для игры часто рисовали просто на земле, а вместо шашек пользовались камнями. Отсюда игра распространилась в Турцию, затем лет двести назад в Грецию. Она получила распространение в Южной Европе и на Балканах. А в Румынии может быть названа чуть ли не народным развлечением. В нее играют в любом Дворце культуры, клубе, Доме молодежи так же, как в шашки или в мельницу. Шахматную доску, ее внутреннюю половину часто расчерчивают и используют для триктрака. Таким образом, одна доска может служить для трех игр: шахмат, шашек и триктрака.
На доске имеется по двенадцать расположенных друг против друга (цветом темнее, чем сама доска) остроугольных треугольников, по этим треугольным полям по очереди ходят белые и черные шашки, «камни». В игре принимают участие двое, у каждого игрока по пятнадцать шашек: у одного белые, у другого черные. Шашки они расставляют на доске таким образом, как указано на прилагаемом рисунке. Чтобы было легче понять условия игры, на рисунке поля пронумерованы — на настоящих досках такой нумерации нет. Средняя линия, которая видна на рисунке, значения не имеет, она означает продольную среднюю линию шахматной доски, по которой та складывается.
Игрок, бросая кости, продвигает с поля на поле свои шашки, доводит их до своего двенадцатого поля, потом, продолжая игру на чужом двенадцатом поле, продвигается обратно по полям противника, после каждого пройденного им поля снимая по одной свои шашки. Те шашки, которые уже в первоначальной позиции попали на поле противника, могут продвигаться к отдельным его полям. Кто первым сумеет, пройдя по лежащим перед ним полям, снять свои шашки с доски, тот выиграл. Однако противник тоже может снять шашки, поэтому игра требует тактических размышлений.
Игроки поочередно бросают кости, по две штуки. Числа на костях можно сложить, скажем: 5 и 6 будет 11, можно пойти одной шашкой на соответствующее числу поле. Но можно и ходить отдельно двумя разными шашками в соответствии с числом на каждой кости. Например, одной шашкой пройти вперед на пять полей, а другой на шесть полей вперед. Игрок ходит той шашкой, которой ему хочется. Делает ход, который кажется наиболее целесообразным. Но какой ход целесообразен?
Прежде всего стоящими сзади шашками, чтобы их не «зажали». Ибо правила игры предписывают, что игрок может ходить лишь на пустое поле или на такое, где уже стоит его собственная одна или несколько шашек. На поле, занятое противником, можно войти только с выбиванием. А выбить шашку противника можно только тогда, когда она стоит на поле одна. Итак, первое тактическое правило: каждый игрок должен стремиться ступить на такое поле, на котором у него уже есть шашка, чтобы не оставить ее неприкрытой.
Если шашку одного из игроков снимают, при следующем броске он может снова ввести ее в игру на свое первое поле, но другими шашками может делать ходы тогда, когда у него нет снятых шашек.
Второе тактическое правило: каждый игрок стремится занять «начальные поля» противника, первые четыре-шесть треугольников, чтобы его снятые шашки не могли вступить в игру. Вступление, однако, может произойти и снятием шашки противника. Вступлению и тем самым дальнейшей игре противника можно помешать, заняв несколькими шашками «вступительные поля» противника. Чем дольше может задержать игрок противника, тем больше собственных шашек он может провести на начальные поля противника, которые одновременно являются его закрывающими полями. И тем больше шансов у него на победу.
Иногда игроку удается все свои шашки провести и снять, а противнику ни одной. Такая победа называется большой победой, и ему дают два очка. Если же противник снял одну или больше своих шашек, это называют малой победой и записывают одно очко. В Румынии для выигрыша нужно набрать три очка. Можно одержать одну большую и две малые победы, а можно три малые.