Игры детей Англии

Крикет

Если говорить об увлеченности играми и о создании новых игр, то Англии — особенно в наше время — принадлежит мировое первенство. Можно сказать, что англичане — первая в мире нация игроков. А крикет — национальная игра англичан.

Крикет принадлежит к играм типа лапты, и, так как эти игры уже в средние века были очень распространены и известны, происхождение крикета проследить очень трудно. Во всяком случае, есть сведения, что во второй половине XV века во Франции уже играли в игру типа крикета, и в 1493 году она попала в Англию. В первое время игра была известна как детская. В 1666 году организовался первый крикетный клуб, и начиная с этого времени команды отдельных графств проводили между собой соревнования. Через сто лет был создан «Мерилебоун крикет клаб», который утвердил нынешние правила игры и чьи решения авторитетны и по сей день. Сегодня крикет одна из распространенных игр в Англии, хотя популярность ее в последнее время несколько упала.

Англичане говорят, что научиться игре очень трудно. Чтобы стать хорошим игроком, необходима целая жизнь. А основной принцип очень прост: две команды играют друг против друга, члены одной команды защищают двое крикетных ворот, члены другой команды стремятся повалить ворота мячом. Пока мяч в игре, защитники крикетных ворот (они же и бьющие) обязаны пробежать определенное расстояние, чтобы набрать очки.

Общая величина крикетной площадки точно не определена, но она должна быть не меньше 80 м длины и 60—70 м ширины, иметь травяной покров. В середине площадки на расстоянии 20 м друг от друга стоят двое крикетных ворот. Ворота состоят из трех планок высотой 71 ем, шириной 2 см, воткнутых в землю. Они стоят на одной линии, их общая ширина составляет 24 см. Сверху эти три планки соединяют планочки по 12 см в длину.

Чтобы полевые игроки взяли ворота, надо, чтобы хоть одна из планок упала. Ворота стоят на линии длиной 2 м, от нее за ворота отходят две другие линии. Огороженное таким образом пространство — территория броска. Параллельно линии ворот на расстоянии в 1,22 м к средней линии протянулась линия удара. Бросок мяча делается с территории броска, а удар по мячу — с находящейся перед воротами территории удара.

Снаряжение. Крикетный мяч плотный, сделан из пробки, обернутой куделью и обтянутой двойным слоем кожи. Вес его 155—160 г, диаметр 23 см. Нормальная длина крикетной биты 70—95 см (она цилиндрической формы), в самой широкой части диаметр ее максимально 10,5 см, у ручки сужается.

Чтобы удобнее было биту держать, ручку чем-нибудь обматывают. Бьющая поверхность плоская. Биту обычно делают из ивы. К снаряжению относятся специальные перчатки и краги, которые защищают от травм бьющих игроков и ловцов.

В каждой команде по одиннадцать человек. Одна команда бьющая, другая полевая. В бьющей команде в игре всегда два игрока, они стоят возле обоих ворот. Игроки бьющей команды, не находящиеся в игре, располагаются вне площадки с одной ее стороны. Полевые игроки располагаются так: за одними воротами на территории броска стоит игрок-метатель, а за вторыми воротами ловящий, остальные девять игроков рассеиваются по территории площадки, они собирают пробитые в поле мячи.

Игра начинается с того, что метатель бросает мяч в противоположные ворота, стараясь их повалить или сбить с верхушки планочку. Стоящий у ворот бьющий игрок защищает ворота, отбивая летящий к нему мяч в поле. Отбив мяч, он бежит к противоположным воротам, а от противоположных ворот бежит стоявший там бьющий игрок — они меняются местами. Если они поменялись местами до того, как полевые игроки подобрали мяч и сбили им одни ворота, бьющая команда записывает очко, метатель снова бросает мяч, стоящий в воротах снова бьет. Это повторяется до тех пор, пока полевые игроки по правилам не опрокинут одни ворота. Тогда бьющий, защищавший ворота, выбывает, и на его место становится новый. (Однако выбыть можно и другим образом, см. «Основные правила».) Новый бьющий играет до тех пор, пока его не выбьют. Если все бьющие игроки уже вошли в игру и десятого тоже выбили, тогда тур, то есть защитный тур, заканчивается и команды сменяют друг друга.

В матче несколько туров. Как правило, каждая команда по три раза бывает бьющей и по три раза полевой, то есть она трижды получает возможность набирать очки. Ловкого игрока очень трудно выбить, поэтому, когда играют команды высокого класса, один тур может длиться долго. При крупных состязаниях матчи продолжаются несколько дней.

Основные правила. Защищающий игрок на территории удара между линией ворот и линией удара может передвигаться лишь бегом. Задача ловящего поймать мяч, по которому промахнулся бьющий, и, бросив его в ворота, повалить их. Полевые игроки остаются в той же расстановке до пяти бросков, когда меняют ворота, другие два игрока полевой команды становятся метателем и ловцом, и игра продолжается.

Бьющий игрок выбывает, если:

  1. полевой игрок ловит в воздухе пробитый мяч;
  2. промахивается и мяч метателя валит ворота;
  3. полевой игрок во время перебежки сваливает оставленные ворота;
  4. мяч, по которому промахнулись, берет ловец и сбивает им перекрестную планку;
  5. ногой отбивает мяч метателя;
  6. он сам случайно сбивает перекрестную планку;
  7. он дважды ударяет по мячу;
  8. во время перебежки он касается ворот;
  9. во время перебежки, точнее перемены мест, он касается мяча рукой или пытается задержать противника.

Если во время перебежки, точнее перемены места, полевой игрок сбивает ворота мячом, выбывает тот бьющий игрок, который ближе к данным воротам. Другими словами, если оба бегущих еще не миновали друг друга, выбывает тот, кто оставил ворота, а если они уже миновали друг друга, тогда выбывает тот, кто бежит к данным воротам.

Если полевые игроки совершают ошибку, бьющая команда получает очка Считается, что полевая команда совершила ошибку, если:

  1. метатель во время броска обеими ногами переступает ли нию ворот;
  2. бросает не по правилам;
  3. бросает в «аут» и бросает так высоко над воротами или на таком от них расстоянии, что бьющий игрок не может достать мяч.

Техника и тактика игры. Биту игрок держит двумя руками. Удар требует от игрока большой ловкости. Биту нужно держать на такой высоте, на которой ждешь мяч, и отбивать его по той же самой воображаемой линии. Опытные игроки вкладывают такую силу в «крученый» удар, что поймать мяч рукой практически невозможно. Нелегко и ловцу: ему необходимо хорошее чувство ритма и определенная смелость, чтобы встать на пути с силой запущенного мяча, по которому промахнулся бьющий. Ловец встает в определенную позу: он наклоняется вперед, слегка сгибает колени и, опустив руки, как будто подставив сачок, ждет мяч. Есть и свои методы броска. Метатель бежит к воротам (но не переступает их линию) и вытянутой рукой по дуге бросает мяч.

Технику бросков он по возможности меняет как можно чаще: где мягко роняет мяч, где резко бросает и т. д., чтобы усложнить задачу бьющему. Бьющий же игрок резкие мячи бьет коротко, мягко падающие мячи отправляет подальше.

Полевые игроки должны знать, куда ждать мяч, ибо, как мы уже говорили, если мяч поймать в воздухе, это дает очень большие преимущества. Поэтому и в расстановке полевых игроков существует определенный порядок.

Игру ведут двое судей и двое так называемых маркеров.

Английские кегли

Эта игра тоже относится к числу тех, в которые в Англии играют по строго определенным правилам. Известна она с XIII века, сначала в нее играли в зале и лишь с XVII века на открытом воздухе. В новое время она уже почти вышла было из моды и только с начала нашего века возродилась.

Площадки могут быть разные. Играют на плоской гладкой поверхности, но можно и на неровной, что значительно труднее. Размер площадки 10X12 м, по длине она разделена на два участка. Площадку окружает канавка шириной 20 см и 10 см глубиной.

Снаряжение. Для игры пользуются специальными кеглями: из дерева или из искусственных материалов. Это шары, сплющенные с двух сторон, центр тяжести их слегка смещен, благодаря чему траектория их полета очень своеобразна. Кегли могут быть разного размера и отдельные размеры соответствуют определенному весу, который регламентируется специальной таблицей. Бросок делают по целевому ядру — это шар, сделанный из плотного белого фарфора. В игре пользуются небольшими матами из рогожи или войлока. С них и производят броски.

Варианты игры. Можно играть вдвоем. Каждый имеет право на четыре удара. В игре парами двое соревнуются против двоих, члены команды играют каждый за себя и имеют право на четыре броска.

Могут играть трое против троих, тут каждый делает лишь один бросок. Часто практикуется командная игра. Команда состоит из четырех игроков, один из них капитан. Член команды делает по два броска. Играют и так, что команды объединяются в союзы против других команд. Количество союзных команд с обеих сторон одинаковое. Особый шотландский вид игры на очки, где каждый играет самостоятельно против всех остальных. Каждый игрок должен сделать четыре различных вида броска, их оценивают по степени трудности.

Ход игры. За основу берется командная игра. Каждый игрок команды может сделать два пробных броска. Вначале мат кладется посредине от основной линии. У каждого столько кеглей, сколько бросков он имеет право сделать. После первых бросков (после первого тура) мат перекладывают на противоположную сторону площадки и оттуда снова делают броски.

После жеребьевки первый игрок выбрасывает целевой шар на другой участок площадки. Он должен коснуться земли на определенном месте: не может упасть близко ни к мату, ни к противоположной ограничивающей линии. Если начавшему игру не удалось бросить целевой шар на соответствующее место, право первого броска переходит к другой команде. Если бросок целевого шара сделан по правилам, игрок, начавший игру, бросает две кегли одну за другой в направлении целевого шара, чтобы кегли легли как можно ближе к шару. Затем делают броски второй и третий игроки той же команды и, наконец, капитан. (Броски команды направляет капитан, второй игрок измеряет самое короткое расстояние между целевым шаром и кеглей, третий записывает.)

Если все игроки одной команды сделали броски, в игру вступает вторая команда, которая старается свою кеглю бросить поближе к целевому шару и кеглю противника с помощью своего удара оттеснить в менее выгодное положение.

Игру решает количество попаданий. Попаданием считается в одном туре каждая кегля, которая находится ближе к целевому шару, чем находящаяся в самом выгодном положении кегля противника. Следовательно, в одном туре одна команда может иметь несколько попаданий, если несколько ее кеглей лежат между целевым шаром и наиболее близко упавшей кеглей противника. Расстояние измеряется рулеткой. В том случае, если обе команды дотронулись одной кеглей до целевого шара, засчитывается ничья.

В соответствии с договоренностью обеих сторон игра может состоять из нескольких туров или из нескольких партий, объединяющих определенное количество туров. В этом случае принимается во внимание соотношение попаданий, достигнутое только в одном туре.

Метод бросков. Кеглю бросают так, что она наполовину летит, наполовину скользит по земле.

Игрок либо всей ладонью зажимает одну из плоских сторон кегли и слегка придерживает большим пальцем, либо держит ее тремя средними пальцами. Различные положения при броске тоже строго определены. Можно делать бросок:

  1. Стоя. Тут игрок стоит посреди мата, целится кеглей и, размахнувшись, легко бросает.
  2. На корточках. Надо присесть не очень низко и бросить кеглю совсем близко к земле.
  3. Наклонившись, Похоже на предыдущий способ, только игрок здесь делает шаг, прежде чем совершить бросок.

Виды бросков. Существует множество описаний того, как бросать кеглю, как она должна касаться земли. Англичане даже создали целую систему таких бросков. Вот, в частности, что в нее входит:

  • Подтащить, получить преимущество. Надо бросить кеглю так, чтобы она как можно ближе оказалась к целевому шару, во всяком случае, ближе, чем кегля противника.
  • Махание. Надо попасть в кеглю противника так, чтобы она сдвинулась с выигрышного положения.
  • Охрана. Надо бросить кеглю, чтобы она стала на пути противника к целевому шару, или защитить другую кеглю своей команды от броска противника.
  • Оставаться на месте. Броском так выбить кеглю противника, чтобы своя осталась на прежнем месте.
  • Подготовка места. Кеглю бросить так, чтобы она упала между другими кеглями и по возможности все их вы толкнула.
  • Следование. Нужно так подбросить кеглю противника, чтобы она оказалась дальше от целевого шара, в то время как собственная кегля игрока окажется к цели ближе.
  • Прогнать. Сильным броском оттолкнуть как можно дальше кеглю противника.
  • Выстрелить. Так бросить кеглю, чтобы, ударившись о другую, она изменила направление и таким образом оказалась в выгодном положени.
  • Тащить волоком. Кеглю бросают так, что она попадает в целевой шар, тот сдвигается с места и оказывается как можно ближе к кегле собственной команды. (Это тоже разрешено в игре.)

Если плоскими кеглями играют на льду, эта игра называется «Карлинu».

Крокет

Одна из самых характерных английских игр неанглийского происхождения. Обстоятельства ее рождения неясны, известно лишь то, что сначала в нее играли во Франции. Первые свидетельства тому относятся к XIII веку — в Данжуэдоке играли в игру типа крокета. Из Франции она попала в Англию, где уже в XVI веке стала популярной. Позднее мода на нее прошла, больше того, она совсем забылась, и лишь в начале XIX века ее снова привезли с континента ирландцы. Здесь она получила свое нынешнее название.

В середине XIX века, около 1856 года, англичане вторично — теперь уже от ирландцев — переняли игру, и вскоре ею «заболела» вся страна. Это произошло главным образом благодаря человеку по имени Джон Джекc, который специализировался на производстве снаряжения для крокета и сделал игре большую рекламу. Как ни странно, в крокет сначала играли только женщины.

Англичане-мужчины подключились к игре позднее. Первое публичное состязание по крокету было в 1866 году, два года спустя организовали первый клуб, а еще через два года были утверждены правила. Эти правила значительно модифицировали в 1895 году; на рубеже века, в 1900 году, была создана крокетная федерация. В наше время популярность ее несколько упала.

Основное содержание игры: нужно провести мяч с помощью биты через заранее поставленные на травянистой площадке ворота и в определенном порядке. В наши дни известно два варианта игры — английский и континентальный.

Английский вариант крокета

Площадка величиной 25X32 м гладкая или покрытая коротко подстриженной травой.

Ворота делают из выгнутого дугой железа, окрашенного в белый цвет. Их число и расположение может быть различным (1-й рисунок площадки). Высота ворот 30 см, самая большая ширина 10 см. На верхушку ворот обычно кладут цветные защипки, так называемые коронки, которыми обозначают, какой игрок должен пройти со своим шаром какие ворота при ближайшем ходе.

В игре участвуют четыре небольших деревянных шара: черный, синий, желтый и красный. Обычно черный и синий играют против желтого и красного.

Биту или молоток делают из дерева или из других материалов, но главное правило, чтобы головка молотка обязательно была из дерева, а обе ее бьющие поверхности гладкие. Длина ручки может быть разной, но, как правило, такой, чтобы игрок, держа биту в вытянутой руке, касался ею земли.

Колышек высотой около 45 см, диаметром 3,5 см. Как можно увидеть на рисунке, он вбит в середину поля, и конечной целью игры является прикосновение к нему. В игре имеются и так называемые угловые, колышки, они вбиты на расстоянии метра от угла площадки возле боковой линии. В четырех углах площадки стоят четыре флажка.

Ход игры. В игре принимают участие двое или четверо. Если играют двое, каждый получает по два шара; если четверо, каждый играет одним шаром, но в этом случае каждые два человека выступают в паре. Цель игры, чтобы каждый игрок либо каждая пара игроков в заранее обусловленном порядке (это указано на рисунке) раньше, чем другой игрок или другая пара, провели свои шары через ворота туда и обратно. Тот игрок или пара, которые, пройдя ворота раньше, коснутся обоими шарами колышка, считаются выигравшими.

Чаще всего в игре принимают участие четверо, и игра начинается так: жеребьевкой определяют, какая команда начинает. Первый игрок начинающей игру команды со стартовой линии бьет шар через парные ворота, если ему удается их пройти, он получает право на новый удар. Он может бить вновь и вновь до тех пор, пока от его удара шар проходит через очередные ворота. Право на новый удар он имеет и в том случае, если своим шаром он сбивает уже находящийся в игре чужой шар. Кому удар — рокет — удался, тот имеет право «крокетировать» сбитый шар. Это делается следующим образом: игрок попадает своим шаром в чужой шар, и тот откатывается. Тогда игрок поднимает свой шар, ставит его возле откатившегося и так бьет по своему шару, чтобы сдвинуть оба. У крокетирования есть тактическая цель: послать шар противника из выгодного положения как можно дальше, чтобы свой в то же время по возможности продвинулся. После крокетирования у игрока есть еще право на свободный удар и, разумеется, еще на столько ударов, сколько ворот он прошел. Игрок может крокетировать и шар своей команды, если считает это выгодным. В этом случае надо стремиться к тому, чтобы свой и крокетируемый шары, оба, двигаясь к определенным воротам и дальше, оказывались в выгодном положении. Случается, что оба шара одновременно проходят через следующие ворота.

Итак, ход игры таков: очередной игрок (а игроки разных команд выступают по очереди) бьет по шару так, чтобы пройти через одни или несколько ворот одним ударом и чтобы у него появилась возможность крокетировать и благодаря этому шар противника поставить в невыгодное положение, а свое в выгодное и получить право на новый удар.

Если шар прошел через одни ворота, его владелец или команда получает очко. В игре нужно набрать двадцать шесть очков. Если,, принадлежавшие команде оба шара пройдут через ворота туда и обратно, это двадцать четыре очка, затем оба шара касаются колышка в центре, и это означает два новых очка.

Шар, который уже прошел в обоих направлениях через ворота, но еще не достиг центрального колышка, становится разбойником и имеет право свободно крокетировать прибывающие шары. Он делает это до тех пор, пока шар второго члена команды тоже не пройдет, и тогда, разумеется, они должны добиваться окончательной победы.

Дополнительные правила. Одним ударом, как мы видели, сразу можно пройти и через несколько ворот, особенно это удобно, если бить вдоль площадки. Это, однако, дает право только на один следующий удар.

Чужой шар крокетировать во всех случаях можно лишь один раз (за исключением того случая, когда он стал разбойником), после крокетирования непременно нужно пройти через одни ворота. Если шар выкатился с площадки, его можно принести обратно на край площадки, но в этом случае право на удар теряется.

Нельзя бить по шару боком молотка; разрешается удар только одной из двух плоских поверхностей молотка. Молоток можно держать только за ручку. Подбрасывать шар нельзя и, если щар находится вблизи колышка или косяка ворот, нельзя так бить, чтобы он ударился о них и оттуда отпрыгнул дальше. Если при крокетировании чужой шар не сдвинется с места, тогда свой шар надо поставить на первоначальное место и право на кроке-тирование теряется.

Обычно в игре неопытным дают фору. Официальные состязания проходят по вышеизложенным правилам.

Континентальный вариант крокета

Как видно на рисунке, площадка здесь меньшего размера и по-иному оборудована, и ворота устанавливаются по-разному: на первом рисунке, как можно увидеть, имеются двойные ворота. Суть игры, разумеется, та же, игрок должен пройти шаром через все ворота, коснуться стартового колышка, тогда он выигрывает. Если на площадке имеются промежуточные колышки, их тоже нужно коснуться. Число игроков в игре может быть любое, но обычно два-шесть. В каждом случае в игре шесть шаров и каждый игрок сражается за себя, или, другими словами, все играют против всех. Один игрок может играть и несколькими шарами; цвет шара сочетается с тем цветом, который нанесен на ручку молотка. Одна сторона головки молотка плоская, другая закруглена. Закругленной стороной производят крокети-рование. Размер ворот 25 см.

Следовательно, если игрок коснется своим шаром чужого шара, возникает положение рокет, однако тут игрок может выбирать. Или он получает право на два дальнейших удара, в этом случае удар производится оттуда, куда отлетел шар после столкновения, или он поднимает шар, ставит его рядом с тем, с которым столкнулся, и крокетирует его. Но в этой игре крокетиро-вание делается по-другому. Крокетирующий игрок ногой прижимает собственный шар и бьет так, чтобы он не двинулся, но сила удара далеко отбросила бы стоящий рядом шар противника. После крокетирования игрок также может сделать новый удар.

Случается, что шар одновременно касается двух шаров противника. В этом случае игрок получает право на два удара, игрок может решить и так, что один шар он будет крокетиро-вать, а второй нет, и вместо этого воспользуется правом второго удара. В большинстве случаев это разумно, ибо, если шар проходит через ворота, здесь в любом случае представляется право на новый удар даже тогда, когда у игрока было бы право на несколько новых ударов, вытекающее из положения рокет.

Жеребьевка. Вначале жеребьевка происходит таким образом: на колышках, которые здесь несколько выше, нанесены один над другим те цвета, которые имеются на молотках и шарах. Удары производят по порядку имеющихся на них цветов. Вначале кто-либо ставит между ног молотки так, чтобы цветные полоски на них не были заметны. Затем каждый тянет молоток, и кому попадет начальный цвет, тот и начинает игру.

При первом ударе каждый игрок ставит шар возле стартового колышка и всовывает между ними молоток. На этот раз в виде исключения шар бьют боком молотка. Если шар во время игры подходит к другому колышку, удар оттуда производится таким же образом.

Игру выигрывает тот, кто раньше, в соответствии с установленным маршрутом, пройдет всю площадку и шар его первым коснется стартового колышка.

Рэкетс

Если у игры может быть странное происхождение, то оно как раз и есть у этой игры. Впервые в нее стали играть в Лондоне в знаменитой долговой тюрьме на Флит-стрит, на тюремном дворе. В нее часто играли на деньги, и самым ловким эта игра приносила немалый доход. Как и другие несложные игры, рэкете быстро распространился в народе. В него играли на трактирных дворах или в закрытых помещениях. Позднее, в 1822 году, одна из английских высших школ взяла игру под свое покровительство, здесь и была построена впервые — в соответствии с правилами — площадка, окруженная стенами. Английская федерация рэкетса образовалась в начале века, с тех пор игра — одна из известных спортивных игр островной страны.

В рэкете играют в закрытом зале размером 15X9 м. Одна из коротких стен площадки — главная стена, на расстоянии 8 м от нее линия подачи. За линией подачи, как это видно на рисунке, расположены два квадрата подачи. На главной стене на высоте 280 см идет горизонтальная линия, она играет роль сетки, выше ее бьют мячом при подаче. На расстоянии полуметра от нее другая линия обозначает высоту сетки.

Участвуют двое или четверо. Играют каждый за себя или двое на двое. Подачи сменяют друг друга согласно теннисным правилам.

Мяч состоит из нашитых друг на друга и обтянутых кожей полосок материала. Он плотный, довольно тяжелый и меньше теннисного. Ракетка похожа на теннисную, длина ее 75 см, наибольшая ширина бьющей поверхности 20—22 см.

Ход игры. Подающий стоит в одном из квадратов и подброшенным мячом бьет над верхней линией подачи. Отскочивший мяч (в одиночной игре) противник отбивает так, чтобы он ударился о какую-нибудь стену. Не обязательно отбивать мяч на главную стену, важно, чтобы от любой он отскочил на главную стену над линией игры. Мяч может удариться о несколько стен, пока достигнет главной стены. Отскочивший мяч опять получает подающий, бьет над линией игры, и право удара переходит от одного игрока к другому, пока один из них не промахнется. Эта игра требует большой силы, проворства, ловкости: мяч здесь движется быстрее, чем в теннисе.

В рэкетсе очки набирает только подающий, когда его противник ошибается. При ошибках подающего очки не записываются, а право подачи переходит к противнику. Каждый выигранный мяч дает одно очко, для выигрыша партии нужно набрать 15 очков. При счете 13 : 13 и 14:14 принимающий игрок может объявить состязание ничейным, и с этим подающий должен согласиться, если только и подающий, впоследствии не может дать три такие подачи — «бомбы», которые принимающий не может отбить.

Дополнительные правила. Подача меняется как в теннисе. Каждый игрок может подавать дважды. Подают из квадратов подачи. Неправильные подачи, если:

  • подающий не смог ударить по подброшенному мячу; .
  • ударил дважды;
  • ударил по линии подачи или ниже ее;
  • при подаче мяч коснется боковой стены;
  • подающий обеими ногами выйдет из квадрата подачи.

Новую подачу можно просить: если мяч задел противника, еще не коснувшись главной стены; если игрок не смог ударить по мячу потому, что кто-либо из противников помешал ему ударить или из-за него он не видел мяч; если игроку пришлось пропустить удар, чтобы не ударить противника.

Принимающие игроки стоят по возможности в середине площадки до тех пор, пока не увидят, где упадет мяч. Затем сразу же бросаются к нему. Игра, следовательно, требует силы, быстроты реакции и, конечно, ловкости.

Когда играют двое на двое, партнеры, как и в теннисе, помогают друг другу.

Скрэмбл

Командная игра, облегченный вариант регби. Площадка 50X30 м. Перед основными линиями в центре высотой в полтора метра на колышках прикреплены железные кольца диаметром 90 см. От этих колец на расстоянии 5,5 м находится штрафная точка. Используют мяч для игры в регби или футбольный.

Играют две команды, по десять игроков каждая. Расстановка как в футболе, нет только вратарей. Цель игры — забросить мяч в кольцо противника.

Правила. Вначале мяч подбрасывают. Игрок, поймавший его, бежит с мячом или передает его. С мячом можно бежать в любом направлении, но, если игрок противника коснется бегущего, тот обязан тотчас отдать мяч.

Чтобы бросить мяч в кольцо, игроку надо добежать до основной линии противника и положить там мяч (бросать мяч на основную линию нельзя). Если он это сделал, то может со штрафной точки беспрепятственно бросить мяч по кольцу. Положенный на основную линию мяч дает одно очко, удачный бросок — два.

Игровое время: два раза по пятнадцать минут с переменой поля.

Дополнительные правила. Игрок находится вне игры, если в момент получения мяча между ним и основной линией противника не было двух игроков противника. Наказание за положение вне игры — свободный бросок, то же наказание и за другие нарушения правил (удар, толкание, затягивание передачи и т. д.). Свободный бросок делается с места нарушения. Если нарушение совершено защищающейся командой между штрафной точкой и основной линией, тогда штрафной бросок назначается против защищающейся команды и в случае попадания засчитывается че-тыре очка.

Варианты салок

Игра в салки такая же древняя в Англии, как и во всех других странах. Однако интересно отметить, что здесь по традиции водящего называют чертом. В Линкольншире его называют рогатым. А если рогатый касается игрока, это называется сожжение касанием.

Самый старый вариант английских салок. Очень широкую площадку делят на три полосы, средняя — ад. В ней, взявшись за руки, стоят двое игроков, обычно девочка и мальчик. Они черти. Остальные игроки находятся на двух крайних полях и через ад стараются перебежать из одного поля в другое, перебегают они тоже парами. Черти стараются их схватить, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает.

Телохранители. Это как бы предыдущая игра наоборот. Выбирают одного дьявола, и остальные игроки его преследуют. Если кто-то настигнет его и схватит, тогда он становится дьяволом. Однако у дьявола имеются три телохранителя, они стараются защитить дьявола и осалить игрока, преследующего черта, и тогда тот обязан бежать за телохранителем.

Привидение. На земле очерчивают дом, в нем стоит игрок — привидение. Этот игрок сам решает, когда отправляться в путь и в каком направлении, остальные игроки на почтительном расстоянии тенью следуют за ним и кричат ему вслед насмешливые слова, дразнят его. Привидение вдруг поворачивается, и игроки в испуге бросаются врассыпную. Привидение должно бежать назад, в дом, и если на пути оно сможет схватить игрока, то этот игрок выходит из игры.

Обезьяньи салки. Обычные салки, но в них водящий по-обезьяньи подражает тому, кого он преследует. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, или присядет на корточки, или пустится в пляс, водящий точно повторяет его движения. Это дает преимущества преследуемому, и он пользуется этим, чтобы не попасть в руки водящего.

Петух на насесте. Игроки проводят две параллельные линии и выстраиваются на них. Посередине между линиями на одной ноге стоит петух. Один из игроков стремится добраться до противоположной линии тоже на одной ноге. Если петух настигнет его в пути, то, обхватив друг друга, они стараются вывести один другого из равновесия. Если победит бегун, он может продолжать путь; если победит петух, то побежденный становится петухом, и теперь водят двое. Затем делает попытку новый игрок и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока на линии останется один игрок, который не стал петухом. Он считается победителем.

Салки по кругу. 15—20 игроков становятся в круг, в затылок друг другу. По свистку ведущего игроки бегут по кругу. Кого настигнет бегущий сзади, тот выбывает из игры. По новому свистку игроки резко останавливаются, поворачиваются и бегут в другую сторону, стараясь догнать бегущего впереди.

Перекрестные салки. Очень древний вариант английских салок. Водящий преследует игрока, который может освободиться от преследования, если другой игрок пробежит между ним и во-дящим. Тогда водящий обязан бежать за игроком, пересекшим его путь.

Цепные салки. Игрок, которого настигли, берет преследователя за руку и бежит вместе с ним дальше. Осаленный также присоединяется к цепи и т. д. К концу игры бежит целая цепь, стараясь захватить оставшихся игроков. Затрудняет игру то, что нового игрока может поймать лишь последнее звено цепи.

Прихлопни комара. Преследуемые держат в руках какой-нибудь предмет, обычно гимнастическую булаву. Водящий может преследовать лишь того игрока, у кого в руках булава. Если же преследуемый попадает в тяжелое положение, он передает или перебрасывает кому-нибудь булаву. Теперь его уже ловить нельзя, и водящий преследует получившего булаву. Если водящий схватит его, он становится водящим, а прежний водящий берет булаву.

Бег с переменой направления. В игре принимают участие восемь-десять человек. На расстоянии двадцати метров проводят две параллельные линии. Между ними в середине выстраиваются участники. Они выбирают судью. Все игроки по свистку судьи бегут в сторону одной из линий. Дело судьи помешать игрокам достигнуть линии. Когда одна из линий в опасности, судья свистит, и тогда все должны повернуться и бежать в противоположном направлении. От быстроты реакции судьи зависит, чтобы никто не достиг линии. Если это кому-то все же удастся, игра заканчивается, а выигравший игрок становится судьей.

Лиса и гуси

Эту наступательно-оборонительную игру знают во многих странах Европы. Играют на картонной таблице, но таблицу можно начертить и на земле (см. рис.). Там, где на рисунке точки, на земле нужно сделать небольшие ямки. Для игры пользуются специальными фигурками, можно использовать деревянные кружочки, шашки, а также шарики и камешки. Их семнадцать — это гуси. Большая фигурка или камень — лиса, отличается от гусей величиной и цветом фигурки или камня.

Гуси размещаются в трех верхних рядах (которые на рисунке показаны темными точками) и в крайних точках четвертого и пятого рядов. Лиса стоит на большой точке в середине.

Первый шаг делает лиса. Цель лисы уничтожить как можно больше гусей. Она двигается так, чтобы занимать выгодное для удара положение. Сбить гуся (как в игре в шашки) можно, перепрыгнув через него. Лиса занимает свободную точку, находящуюся за гусем, стоящим возле нее. Ход делают попеременно. Ходят из одной точки в другую в любом направлении вдоль всех линий на пустую точку. Лиса может ходить направо и налево, вперед и назад и по диагонали. В этих же направлениях она может и прыгать. Гуси прыгать не могут.

Каждый игрок должен сделать ход независимо от того, выгоден он ему или нет. Цель гусей — зажать лису, поставить ее в такое положение, из которого она не сможет ни прыгнуть, ни шагнуть. Гуси выигрывают, если им удастся зажать лису, а лиса — если ей удастся уничтожить столько гусей, что зажать ее уже невозможно.

Игра в мельницу

Когда и откуда пришла эта игра, неизвестно. Первое упоминание о ней встречается в пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Игра известна в различных европейских странах. Во Франции ее называют «Мерилес», в Германии «Мул» или «Мюле», а в Англии еще «Найн пенни моррис». Известен вариант, когда играют пятью шашками. Называется он «Файв мэнз моррис».

В игре принимают участие двое. Доска квадратной формы, размер ее сторон 20—25 см. На доске начерчены три концентрических квадрата, которые в углах и через срединные точки связаны линиями (см. рис.). Таких точек при пересечении линий двадцать четыре. Каждый игрок имеет девять деревянных шайбочек или пешек, различных по цвету. Игроки попеременно ставят на доску по одной пешке в одну из пустых точек. Цель игрока — поставить три свои пешки в один ряд либо в длину, либо вдоль линии, соединяющей срединные точки. Это мельница. На линиях, соединяющих угловые точки, мельницу поставить нельзя.

Если игрок сделал мельницу, он имеет право сиять одну фигуру противника, но готовую мельницу разрушить нельзя.

Если один из игроков уже разместил все свои пешки, в дальнейшем он может продолжать двигать их в направлении любой линии. Можно двигать лишь одну пешку на близлежащую пустую точку. Если на этом пути ему удастся сделать мельницу, он снимает шашку противника. Игрок, который потерял шесть шашек, может «прыгать», то есть в очередной ход помещать свои шашки на доске куда угодно. Так, он может перепрыгнуть на другую сторону доски, чтобы помешать противнику сложить мельницу, а потом прыгнуть обратно, чтобы составить свою мельницу.

Выигрывает тот, кому удастся снять семь пешек противника.

Над домом

Игра сложилась в мире небольших одноэтажных английских домиков. Суть ее в том, что две команды, стоя у двух противоположных сторон дома, перебрасывают друг другу через крышу легкий мяч. Один из игроков начинающей команды перебрасывает мяч. Если по другую сторону дома принимающая команда поймала мяч, один из ее членов имеет право бежать с мячом на другую сторону и выбить одного игрока. Кого выбили мячом, того забирают в плен. Если это не удалось, то прибежавший с мячом сам становится пленником противника.

Мяч попеременно летит туда и обратно. Команда, потерявшая всех своих игроков, считается проигравшей.

Игроки команды, бросающей мяч, предупреждают противника о мяче. Однако крик может сбить с толку, например: будут кричать у одного угла дома, а мяч прилетит с другого. Команды посылают своего наблюдателя на сторону противника, чтобы контролировать прием мяча и правила игры.

Похожа на эту игру и другая. Играют двое, вооруженные ракетками. Они по очереди бросают легкий мяч на крышу дома. Когда после удара мяч с крыши катится обратно, настает очередь другого игрока. Кто упустит мяч, и он упадет на землю, получает очко. Играют до определенного количества очков. Тот, кто первым наберет это количество, проигрывает.

Далее