Уроки рисования - Урок 1 - Вводный, общий

Что такое рисунок и что такое живопись? Кто из них главней?

Перед тем, как мы перейдем к практическим упражнениям, будет немного теории. Она нужна нам для того, чтобы мы говорили на одном языке и понимали друг друга. И вместе представили нашу задачу и путь к ней. А наша задача – хорошо научится рисовать и писать красками. Стать Художником.

Что такое рисунок?

Принято считать, что рисунок это то, что мы своей рукой рисуем на плоскости, например, бумаге, рисуем карандашом или другим каким-нибудь графическим средством. Чаще одного условного цвета. Скажем, рисуем черным карандашом, коричневым карандашом. Можно фломастером, маркером или мелком. Всем тем, что в основе своей похоже на карандаш. Но, конечно, есть еще много и других современных графических средств, для рисунка. Например, некоторые художники рисуют только с помощью компьютера и специальных рисующих программ. Но это отдельная тема.

Сейчас мы с вами остановимся только на бумаге и карандаше. А в работе исключим пока, по возможности и стерательную резинку. Это такой первый этап. Чтобы обучить свою руку быть послушной нам, а наш глаз быть внимательным и точным, развить глазомер. Позже мы с вами будем знакомиться с разными техниками рисунка, не только с одним карандашом, и играть в них, но это позже, через несколько этапов.







Что такое живопись?

Живопись это изображение, которое мы так же своей рукой при помощи кисти и красок наносим на плоскость-основу - твердую (например, бумага, дерево) или гибкую (холст).







Значит, для рисунка нужны карандаши (угольки, мелки или маркеры), а для живописи – краски и кисть…

Самые знакомые нам живописные средства это акварельные краски, гуашь и масло.

Никаких больше отличий между понятиями живопись и рисунок нет. Живопись - это то, что сделано красками. Рисунок - это то, что сделано, каким-то графическим, материалом, хоть угольком от костра. И самое первое и знакомое нам с детства такое средство рисования это - карандаш.

Есть еще одно маленькое отличие живописи и рисунка между собой, оно в словах, которые употребляют художники, когда говорят о своей работе.

Про рисования карандашом или чем-то подобным художники говорят про свое действие - «рисовать».

А про работу с помощью красок, говорят слово «писать». Например: художник пишет картину красками. И художник рисует карандашом.

И то и другое очень интересно. И очень важно.

Добавлю. Что для художников древних времен, живущих в прошлые века, понятия живописи и рисунка и разделения между ними были просты. Рисунок рисуется карандашами , угольками… Живопись пишется красками. Потому что тогда было создано меньше различных живописных и графических средств, чем сейчас. Например, не было цифровых технологий. Теперь же материалов, при помощи которых можно рисовать, стало очень много и стало от этого немного трудно различать, где живопись, а где рисунок. И между двумя этими понятиями - живопись и рисунок появилось еще ответвление – графика, компьютерная живопись, компьютерная графика… и много еще разного. Но мы не будем пока усложнять себя. Мы с вами будем придерживаться простого деления. Если мы используем какого-то рода краски – это живопись. Если нет, и мы берем карандаш или что-то похожее на карандаш одного тона - это рисунок.

Что важнее - рисунок или живопись?

Рисунок и живопись дружат между собой… И они дружили всегда. Во все века.

Но, опять таки, в современном мире, почему-то получилось так, что большинство людей считает живопись главнее и важнее рисунка. Может быть, потому что она яркая или больше весит? :) Или может потому что дороже стоит? Не знаю. Но что живопись главнее и значительнее рисунка думают многие люди, которые рассматривают картины и рисунки, но сами не создают их. Но для художника это совсем неверное мнение. Для художника рисунок самое главное и первое из двух.

Посудите сами, дружба между живописью и рисунком очень тесна... но живопись существовать без рисунка не может. Совсем не может. Без рисунка у живописи были бы только пятна краски… на холсте или на бумаге - разбрызганные, намазанные, беcформенные…. Мы обязательно должны знать, что хотим изобразить, написать красками и для этого сначала необходимо это желаемое хорошо нарисовать карандашом. Потому для художников рисунок считается важнее и ценнее для его мастерства, чем живопись. Для того чтобы живопись стала настоящей нужно уметь хорошо рисовать. Это основа. Крепкий рисунок – основа живописи. Почему тут употребляется слово «крепкий»? Это как реальный дом, который мы строим. Представьте себе, вот мы его построили, например, дом из бревен, и он должен быть крепким. Правильно выстроенным, чтобы он не развалился. Это его основа. И когда мы его потом покрасим в яркие цвета, украсим наличниками окна и повесим красивые занавески, каждый, кто посмотрит на него, увидит, что дом крепкий, мы верно и правильно его построили из наших бревен. Но если дом в основе своей построен неправильно, он разваливается, бревна находят друг на друга, и вот он перекосился в бок. Стены уже стоят не прямо, а совсем косо, дверь стала отваливаться, а окна поползи в сторону. И сколько бы мы его теперь не красили и не вешали красивые занавески на окна, каждый человек увидит, что дом не крепкий и в нем невозможно жить. Так и рисунок.

Еще один образный пример. Представим рисунок, как бы, телом человека, а живопись его одеждой. Человек может ходить голым, без одежды… он, конечно, может замерзнуть, но он спокойно может ходить без одежды там, где тепло. Значит, рисунок сам по себе может существовать и ему неплохо. Как человеку может гуляющему без одежды у теплого моря. Но одежда совсем не может ходить и гулять одна, без человека. Она может только лежать на кровати и принимать форму кровати, или висеть на вешалке, или стуле и принимать форму вешалки или стула. Или любого другого предмета, на который ее бросили. Без человека или хотя бы стула одежда - только бесформенная груда ткани. Без рисунка живопись это тоже только груда мазков и разнообразных пятен краски, как груда тряпок на диване без основы своей - человека.

Так что для художника рисунок и живопись они тесные друзья, но рисунок есть самая ценнейшая персона из двоих.

Итак, мы начнем с рисунка. И теперь понятно почему. И займемся им серьезно и последовательно. Но не ограничимся только им. Помимо этого, во время освоения «крепкого» рисунка, мы будем с вами «играть» в живопись. Играть с цветом, пятнами и красками.

Для того, чтобы учиться различать и видеть цвет, сравнивать их между собой, испытывать разные красочный материалы, их свойства и возможности. Для начала это будет бумага - акварель и гуашь.

И тогда встает вопрос, как научиться рисовать и писать?

И для того и другого нужны наши руки. И нужны наши глаза. И на следующих уроках мы будем обучать свои глаза и руки. Как?

Про глаз художника говорят «зоркий», «чистый», «цепкий», не потому что он хорошо умылся, а потому что он видит много отличий в мире, которые человек других увлечений или профессий не замечает или не успевает замечать, потому что спешит по своим делам.

А рука художника называется «крепкой» или «твердой». Не потому что он может разбивать своей твердой рукой кирпичи, а потому что он может строить такие крепкие нарисованные дома, что они не разваливаются и создавать такими реальными воображаемые миры, в которых душа человека может жить и хочет жить. Но об этом, о глазе и руке, на следующем уроке.

Что нужно к следующему занятию?

Нам понадобится простая бумага для рисования, самая дешевая, приблизительно, размером формата А4 (210х290мм) и формата А3 (297х420мм), но точного размера не придерживайтесь, это может быть для начала и обычный школьный альбом для рисования.. а также необходим простой карандаш средней мягкости.

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
23 декабря 2011 года