Усыновление

Усыновление (удочерение) — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства.

Усыновление детей — граждан Российской Федерации — иностранными гражданами закон ограничивает определёнными условиями.

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья). Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав. При усыновлении ребёнка старше 10 лет требуется официальное согласие самого ребёнка.

Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети, устроенные под опеку или в приёмную семью, снимаются с учёта и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.

Во многих регионах России при усыновлении ребёнка выплачивается единовременное пособие из местных бюджетов, сумма которого может достигать 300 000 рублей. В некоторых регионах данное пособие планируется увеличить до 500 000 рублей. А в ряде регионов усыновителям выдают жилищные сертификаты.

Подобная материальная заинтересованность иногда вызывает озабоченность мотивами усыновителей и приёмных родителей. В США, как и в большинстве других стран мира, усыновители не получают каких-либо пособий от государства, наоборот, процедура усыновления обходится им в десятки тысяч долларов (хотя усыновителям предоставляется налоговый вычет, в сумме до $12650 на 2012-й год), что, тем не менее, не уменьшает количества американцев, готовых усыновить ребёнка, причём не только из своей, но и из других стран мира.

Порядок усыновления

Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

  1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.
  2. Прохождение медосмотров, обучение в школе приемных родителей, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.
  3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
  4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.
  5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.
  6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.
  7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
  8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
  9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.
  10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Для российских граждан все процедуры усыновления, включая медицинские освидетельствования, и получение всех необходимых справок — полностью бесплатны. Госпошлина в суде не взимается.

Разнообразие форм устройства детей-сирот

Усыновление не является единственной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дети также могут быть переданы под опеку (попечительство), которая существует в безвозмездной и возмездной форме. К последней форме относится передача детей в приёмные семьи, патронатные семьи или под другие виды возмездной опеки.

Безвозмездная опека

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребёнком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребёнком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

В случае когда дети добровольно переданы под опеку родителями по заявлению о назначении их ребёнку опекуна (попечителя) они остаются на содержании своих родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или когда дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребёнка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, проводившегося в течение ряда лет в разных регионах России, опекунами в подавляющем большинстве становились бабушки ребёнка (88 %), в меньшем (12 %) — дедушки, а посторонних граждан среди опекунов было не более 2 %. Таким образом опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников. Чаще всего опекунами становились пенсионеры. По данным исследователей, в 20 % причиной установления опеки являлась смерть одинокой матери, при этом имелся отец, не лишённый родительских прав, но живший в другой семье, и будучи благополучным, он тем не менее не желал заботиться о ребёнке от первого брака. Это исследование было опубликовано в 2004-м году. С тех пор ситуация изменилась, неродственная опека оформляется все чаще, на конец 2010-го года в семьях опекунов-неродственников уже были 103 тысячи детей, это 24 % от числа всех детей под опекой.

Родная семья

Ещё одной формой семейного устройства детей является их возвращение в родную семью. Российское государство пока прикладывает крайне мало усилий, чтобы дать детям возможность расти в родных семьях.

Некоторые благотворительные организации работают над профилактикой абортов и отказов от детей. Одной из первых подобных организаций в России стала «Материнская обитель св. Софии», основанная в Новосибирске Благотворительной католической организацией «Каритас» в 1996 году. Женщинам, которые хотели бы сделать аборт, или отказаться от своего ребёнка сразу после рождения, из-за трудных жизненных обстоятельств (например, несовершеннолетние мамы или мамы, жизнь и здоровье которых в семье находится под угрозой) предоставляется возможность родить и воспитывать своего ребёнка, проживая в комфортабельной «Материнской обители». Все расходы на проживание и содержание матерей и детей берёт на себя благотворительная организация. В обители социальные педагоги и психологи помогают матерям развить материнское чувство, а также приобрести навыки ухода за ребёнком и жизни в обществе. Матери могут проживать с детьми в обители в течение нескольких лет, пока их дети не подрастут, а матери не получат профессиональную подготовку для самостоятельной жизни вне обители.

С 2006-го года уменьшается число выявлений детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшается и число лишений родительских прав — с 66090 в 2007-м году до 44145 в 2012-м.

Международное усыновление

В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, подписанной и ратифицированной Россией в 1990 году, международное усыновление может применяться, «если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещён в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным». При этом Конвенция отмечает, что страны-участницы обязаны обеспечить, «чтобы в случае усыновления ребёнка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны».

В России процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, различается для российских и иностранных усыновителей. Граждане России, постоянно проживающие за рубежом, обязаны следовать процедуре усыновления для иностранных граждан.

Вторичное сиротство

Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом опекунов, приёмных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приёмных детей. Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Большинство детей возвращаются в детские дома по инициативе людей, которым они были переданы на воспитание. Так, в 2008 году 64 % детей (5057 из 7834) были возвращены обратно по инициативе их усыновителей, опекунов, попечителей или приёмных родителей. 78 % возвращённых детей (6114 из 7834) проживали в семьях, получавших денежные средства на их содержание (4946 детей под опекой, 931 ребёнок в приёмных семьях, 237 детей в патронатных семьях). В 2009-м году из 8472 отмен усыновления и опеки 6228 случаев относились к родственной опеке.

Как отмечают эксперты, тема вторичного сиротства зачастую умалчивается, из-за развернутой «ударными темпами» государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов в феврале 2012 года заявил, что «большинство детских домов и интернатов в России в ближайшие 5-8 лет закроются, а их воспитанников переведут в приёмные семьи».

Причины вторичного сиротства

Согласно оценкам некоторых экспертов основная причина вторичного сиротства заключается в том, что вместо создания полноценной системы подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, был сделан расчёт на материальную поддержку граждан в качестве главной меры государственной политики по решению проблемы сиротства в России. В результате сироты передаются на воспитание в неподготовленные приёмные семьи.

Коммерческий характер устройства детей в семью привёл к тому, что, как это описала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

«ради материальных выгод берут ребёнка в семью, а потом с лёгкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена».

В результате проблема сиротства не решается, а количество детей-сирот увеличивается.

Приёмные родители, как правило, стараются взять на воспитание дошкольников. По достижении приёмными детьми переходного возраста, начиная испытывать трудности в общении с подростками, приёмные родители нередко расторгают договор о воспитании детей и возвращают их обратно в детские дома. А шансы подростков найти новых родителей, в отличие от дошкольников, крайне малы.

Как указывают эксперты, существенные материальные стимулы, в виде выплат до 300 000 рублей при усыновлении ребёнка, выдачи жилищных сертификатов, или заработные платы родителям в размере до 17 000 рублей в месяц за каждого приёмного ребёнка, а также другие льготы, привели к тому, что граждане, желающие улучшить своё материального благосостояние, решают воспользоваться данной возможностью, не обладая при этом какой-либо педагогической подготовкой. Особенную популярность приёмные семьи приобрели в сельской местности России, где уровень зарплат гораздо ниже городских, а приусадебное хозяйство требует лишних рук.

Существующие правила разрешают брать до восьми детей в одну приёмную семью, что многократно увеличивает доход приёмных родителей, однако превращает подобные приёмные семьи в уменьшенные подобия детских домов. При этом в детских домах работают профессиональные педагоги, хорошо знакомые со спецификой работы с детьми-сиротами. Детские учреждения укомплектованы психологами, методистами, медицинскими сотрудниками и т. д. А непрофессиональные приёмные родители, заинтересованные, в первую очередь, в материальных стимулах, при наступлении у детей переходного возраста оказываются не в состоянии справиться с их воспитанием и возвращают их обратно в детские дома.

В некоторых случаях органы опеки сами вынуждены изымать детей из приёмных семей. Например, за 2008 год 1261 ребёнок был изъят из семей в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями обязанностей по воспитанию детей, а 48 детей были изъяты из таких семей по причине жестокого обращения с детьми. За 2009 год к уголовной ответственности за преступления в отношении детей, принятых на воспитание, были привлечены 105 граждан России, из них 24 человека — за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью приёмных детей.

По мнению экспертов сокращение числа желающих взять на воспитание ребёнка из детского дома в 2009 году связано с ужесточением правил передачи детей в приёмные семьи и ужесточением уголовных наказаний за ненадлежащее содержание и воспитание детей, а также с волной скандалов вокруг жестокости российских приёмных родителей в начале 2009 года (убийство Данилы Бойко, избиение Глеба Агеева и др.). Оксана Иванникова из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отметила, что в 2009 году 90 % материалов в СМИ о приёмных семьях носило крайне негативный характер. По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова «скандалы вокруг жестокого обращения сыграли двоякую роль: с одной стороны, детей защитили, с другой — потенциальных усыновителей напугали».

Подростки и приёмные семьи

Согласно данным, опубликованным в 2008 году, количество детей-сирот в возрасте старше 7 лет, находящихся в детских домах, превосходило количество детей этого же возраста, отданных в семью в 1,3 раза. При этом 73,6 % всех устроенных в семью детей старше 7 лет оформлялись под опеку родственниками самого ребёнка.

На сегодняшний день большинство воспитанников детских домов являются подростками, шансы которых на устройство в замещающие семьи крайне малы, а вероятность возвращения - велика. Это связано с тем, что подростки, поступающие в государственные учреждения из неблагополучных семей, уже имеют сформировавшийся характер, вредные привычки, педагогическую запущенность, а многие - и криминальный опыт. Неподготовленные приёмные родители не готовы справляться с девиантным поведением подобных детей в своей семье и отказываются от них.

Также, некоторые подростки нередко сами отказываются покидать детский дом, испытывая нежелание приспосабливаться к жизни в чужой приёмной семье на оставшиеся до их совершеннолетия годы.

В последние годы возросло и количество малообеспеченных родителей которые, будучи не в состоянии прокормить детей, решаются отдать их в детские дома, но при этом сохраняют тесную связь со своими детьми. Такие дети, проживая в детском доме и находясь на полном гособеспечении, проводят выходные вместе с родителями у себя дома. При этом дети не желают уходить из детского дома в приёмную семью, где возможность тесных контактов с родными родителями для них будет утрачена или серьёзно ограничена.

За рубежом, как сообщила директор департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская, ребёнку, в случае отказа от него усыновителей, как правило, сразу подбирают другую семью усыновителей, и переводят его из одной семьи непосредственно в другую, причём стараются подобрать семью из того же города, в котором ребёнок уже живёт и к которому он привык. Поэтому, даже в редких случаях отказа от детей, усыновлённых ранее в России, им сразу подбирали других американских усыновителей. Согласно интервью Левитской в 2008 году, ни один российский ребёнок за последние два года не был возвращён из американской семьи обратно в Россию.

Спустя несколько лет после появления проблемы вторичного сиротства в России, государство наконец осознало серьёзность данной проблемы и предприняло первые шаги по её решению. Так, с 1 сентября 2012 года большинство будущих опекунов и усыновителей будут обязаны проходить курсы для будущих опекунов и усыновителей. При этом данная подготовка не требуется от близких родственников ребёнка, или от усыновителей (опекунов), которые ранее уже брали на воспитание детей из детского дома и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Несмотря на значительные выплаты приёмным родителям, содержание одного ребёнка в детском доме по-прежнему обходится государству дороже, чем выплаты на содержание ребёнка в приёмной семье. Поэтому для государства экономически выгоднее раздать детей из детских домов в приёмные семьи, что позволит сэкономить значительные бюджетные средства для более важных государственных проектов.

Тайна усыновления

На данный момент, в соответствии со статьей 139 Семейного кодекса РФ, тайна усыновления ребёнка в России охраняется законом.

Тайна усыновления должна соблюдаться лишь по желанию самих усыновителей, и, касается, главным образом, случаев усыновления новорождённых или малолетних детей. Для обеспечения тайны усыновления, по просьбе усыновителей, допускается изменение места рождения, а также даты рождения ребёнка, но не более чем на 3 месяца.

Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, может повлечь за собой штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей, исправительные работы на срок до одного года или другие виды уголовного наказания, в соответствии со статьей 155 Уголовного кодекса РФ.

Отмена тайны усыновления

В последние годы, в обществе возникла дискуссия о необходимости дальнейшего существования тайны усыновления. Критики называют её «анахронизмом, дискредитирующим саму идею усыновления» и указывают на то, что «в Европе и Америке усыновители не только не скрывают этого факта, но даже помогают выросшим детям находить их биологических родителей».

Тайна усыновления противоречит Конвенции о правах ребёнка, в которой говорится, что ребёнок «имеет право знать своих родителей»

В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» говорится о переходе к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления.

Многих усыновленных волнуют не столько вопросы разглашения тайны усыновления посторонними людьми, сколько случаи скрытия документов государственными органами от самих усыновленных.

В настоящий момент усыновленные могут получить доступ к документам только в случае согласия своих усыновителей. С 2005-го года в Госдуме периодически обсуждают этот вопрос. Проектом «К Новой семье» предлагалось включить усыновленных старше 18-ти лет в круг лиц, имеющих доступ к сведениям об усыновлении/ В 2012-м году в Госдуме были предложения о том, что после смерти усыновителей тайну нельзя разглашать против воли самого усыновленного, но и эти изменения не были утверждены.