Если ребенок плохо управляет своим телом
Некоторые малыши плохо управляют своим телом.
Малыши учатся управлять своим телом, ползая вокруг различных предметов и под ними, вскарабкиваясь на них, держась за них и ходя вокруг них.
Обычно малышу достаточно несколько раз проползти, скажем, под столом или вокруг стула, чтобы его центральная нервная система научилась координировать при данном движении работу отдельных частей тела.
И как следствие, малыш начинает ползать вокруг предметов или под ними, не делая лишних движений, т. е. он начинает ловко ползать.
У НЕКОТОРЫХ МАЛЫШЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА МОЖЕТ НЕ СОХРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РАБОТЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА.
И как следствие, малыш каждый раз делает какое-либо движение как будто впервые, и оно у него не получается.
МАЛЫШ НЕ НАУЧАЕТСЯ ДВИГАТЬСЯ ТАК, КАК ОН ХОЧЕТ, ОН НЕ ПРЕДВИДИТ ОПАСНОСТИ И НЕ ПРЕКРАЩАЕТ ДВИЖЕНИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕМУ ГРОЗИТ ПАДЕНИЕ.
ТАКОЙ МАЛЫШ ВЫГЛЯДИТ ВЕСЬМА НЕУКЛЮЖИМ И ПЛОХО ПОНИМАЮЩИМ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ.
Иногда малыш хочет передвинуться, достать игрушку, дотянуться до еды, однако вместо этого его тело производит какое-то бессмысленное движение.
Такие движения обычно называют насильственными, поскольку они возникают помимо воли малыша и повторяются независимо от того, какое движение хотел он выполнить.
Хотя родители нередко жалуются на то, что их дети вечно залезают туда, куда не надо, Вас, по-видимому, обеспокоит, если Ваш малыш не станет этого делать или же он будет это делать каким-то не совсем обычным образом.
Одни дети с недостатками развития передвигаются, лежа на животе: приподняв вверх голову, они цепляются за что-нибудь руками и подтягивают туловище. Другие передвигаются с одного места на другое, перекатываясь с одного бока на другой. Третьи в сидячем положении, опираясь на руки, подтягивают туловище.
Если Ваш малыш передвигается каким-либо из этих способов, его необходимо научить правильно двигаться.
Окружающие, наблюдая за тем, как двигается Ваш малыш, могут бросать по этому поводу обидные реплики. Вполне естественно, что Вам это будет неприятно и Вы захотите сделать так, чтобы никто не видел малыша передвигающимся.
Вы начнете брать малыша на руки всякий раз, когда рядом кто-то есть, особенно если этот человек посторонний, и Вы боитесь, что он будет смеяться над малышом или же попытается давать Вам советы!
НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ МАЛЫША КОНТРОЛИРУЮТСЯ РЕФЛЕКТОРНЫМИ СХЕМАМИ.
Эти-то схемы вынуждают малыша снова и снова повторять одно и то же движение.
Эти схемы мешают ему добираться до привлекающих его предметов и двигаться так, как он хочет.
Они придают ему неуклюжий вид и приводят к тому, что он наталкивается на окружающие предметы.
И еще — они затрудняют уход за ним.
Чтобы работа центральной нервной системы приводила к правильным движениям, малышу надо помочь.
Педиатр или специалист по лечебной физкультуре расскажет Вам, с каких движений надо начинать, чтобы Ваш малыш стал лучше двигаться.
МАЛЫШ ДОЛЖЕН АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ДВИЖЕНИИ, А НЕ ТОЛЬКО ЖДАТЬ, КОГДА ВЗРОСЛЫЙ НАЧНЕТ ДВИГАТЬ ЕГО РУКАМИ, НОГАМИ И ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ДВИГАТЬСЯ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНО, ПОКА ОН ЕЩЕ МАЛ.
По мере того как ребенок растет, его нервная система труднее поддается обучению.
С возрастом наша нервная система, особенно если она не тренируется, теряет гибкость и для освоения новых способов движения требуется все больше времени, и может случиться, что насильственные движения станут преобладающими у Вашего повзрослевшего малыша.
ОБУЧЕНИЕ МАЛЫША ПРАВИЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ НАЧИНАЕТСЯ С ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЬ КАЖДОЙ ЧАСТЬЮ ТЕЛА ОТДЕЛЬНО.
Одновременное непроизвольное движение определенных частей тела называют рефлекторными комплексами.
Если малыш не научится произвольно двигать отдельными частями тела, то его движения будут определяться рефлекторными комплексами и всякий раз, когда он захочет сделать какое-то движение, у ребенка будут возникать непроизвольные движения.
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ЧАСТЕЙ ТЕЛА НАЧИНАЕТСЯ С ГОЛОВЫ, Т. Е. В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, В КАКОМ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ КОМАНДЫ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (СМ. СХЕМУ)
Ребенок учится держать голову и поворачивать ее в разные стороны.
Затем он учится управлять плечами и руками, после этого бедрами, потом ногами, а потом ступнями и кистями рук.
По мере того как развивается умение малыша управлять частями своего тела от головы к ступням ног и кистям рук, развивается и нервная система ребенка от центра к периферии (см. схему).
Вот почему он научается двигать головой и туловищем раньше, чем руками и ногами, чем ступнями и пальцами ног, кистями и пальцами рук.
НАИБОЛЕЕ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДЛЯ МАЛЫ СПОСОБ УЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ЧАСТЕЙ ТЕЛА — ЭТО ТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ДВИЖЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕЛА У ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ.
Пока малыш не научится хорошо держать голову и двигать плечами, он не будет готов к тому, чтобы учиться управлять движениями бедер и ног.
Пока малыш не научится произвольным движениям плеч и бедер,
ОН НЕ БУДЕТ ГОТОВ К ТОМУ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ ДВИЖЕНИЯМ КИСТЕЙ РУК И СТУПНЕЙ НОГ.
Пока малыш не научится двигать головой, бедрами и плечами по отдельности,
ОН НЕ БУДЕТ ГОТОВ К ТОМУ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ С ЖИВОТА НА СПИНУ И НАОБОРОТ.
Чтобы научить малыша управлять головой, Вы можете положить своего малыша животиком вниз на вращающийся предмет (скажем, на вращающийся стул или очень большой мяч, чтобы малышу не требовалось держать руки и ноги в определенном положении) и медленно начать вращать этот предмет. В этой ситуации у Вашего малыша непременно возникнет желание повернуть голову, и он сможет это сделать, не заботясь о поддержании в определенном положении других частей тела. Вы можете также из положения лежа на животе слегка поворачивать тельце малыша то на правый, то на левый бок.
Чтобы малыш научился раздельным движениям бедер и плеч, можно положить его в позу лежа на боку, а затем, держа одной рукой его за плечо, другой двигать его бедро и, наоборот, держа его за бедро, передвигать плечо. Затем перевернуть малыша в позу лежа на втором боку и повторить процедуру.
Прежде чем малыш научится переворачиваться с живота на спину и наоборот, он должен научиться раздельным движениям плеч и бедер. А когда он научится переворачиваться, он сможет начать учиться садиться.
Разумеется, Вам очень хочется, чтобы Ваш малыш научился сидеть и ходить как можно раньше, однако помните, он не сможет научиться садиться и ходить, если сначала не научится раздельным движениям плеч и бедер.
НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДВУХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДВИГАЛИСЬ БЫ АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВО.
Поэтому связанные с движением проблемы Вашего малыша всегда будут не совсем такими же, как проблемы с движением любого другого ребенка.
Поэтому, чтобы понять, какие упражнения помогут Вашему малышу, надо, чтобы опытный педиатр или детский невропатолог осмотрел малыша и внимательно за ним понаблюдал.
Тогда он сможет посоветовать Вам,
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАШ МАЛЫШ НАЧАЛ ДВИГАТЬСЯ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНО.
Врач прежде всего отмечает, каким образом Ваш малыш держит голову, насколько он может двигать шеей и плечами, хорошо ли поворачивается его туловище, как он пользуется ртом.
ПОСЛЕ ЭТОГО ВРАЧ СМОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ПРОЦЕДУРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ, ПОМОГАЮЩИХ УЛУЧШИТЬ ДВИЖЕНИЯ
Занятия в такой группе в чем-то схожи с ситуацией, когда берется одно лекарство и по очереди дается всем больным детям.
и указать наиболее эффективные для Вашего малыша. Вряд ли целесообразно заниматься с малышом в группе лечебной физкультуры, в которой все дети выполняют одни и те же упражнения.
Связанные с движениями проблемы настолько индивидуальны, что без совета опытного специалиста и индивидуальных занятий со своим ребенком Вам не обойтись.
Когда Вы научитесь всем процедурам и упражнениям, благодаря которым Ваш малыш начнет лучше двигаться, не старайтесь обучить им сразу всех, кто будет Вам помогать заниматься с малышом. Чтобы кто-то другой смог также хорошо проделать с малышом все упражнения, он должен внимательно пронаблюдать за Вашими действиями и повторить их в Вашем присутствии, а Вы должны поправить, если что-то делается не так.
Порой Вы будете чувствовать себя крайне усталой и терять мужество. Ведь на обучение малыша движениям уходит много времени, а его купание, кормление и уход за ним также занятия не из легких. Вполне естественно почувствовать усталость и расстроиться, когда тратится столько усилий, а успехи столь незначительны. В таких случаях лучшее средство обрести веру в свои силы и своего малыша — как-то отвлечься: почитать любимую книгу, послушать пластинки, посетить подругу, сходить в парикмахерскую и т. д. Здесь-то Вам и пригодится человек, который умеет ухаживать за Вашим малышом и которому Вы доверяете.
Вернувшись через некоторое время к малышу, Вы почувствуете себя посвежевшей и бодрой. И вас не будет приводить в уныние мысль, что двигательные упражнения необходимо выполнять регулярно, что они дают наибольший эффект в тот период, когда ребенок еще мал и его организм активно формируется.
Если какие-то движения малыша выглядят неловкими и неуклюжими, то это признак того, что он не может произвольно двигать частями своего тела, т. е. эти движения осуществляются рефлекторно.
ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ МОЖЕТ
- переворачиваться, ползать или садиться,
- если он всегда застревает, попав между двумя предметами,
- если он скорее скользит, чем ползет на животе, это означает, что он не владеет произвольными движениями частей тела.
С ВОЗРАСТОМ ПОДОБНАЯ НЕЛОВКОСТЬ, НЕУКЛЮЖЕСТЬ МАЛЫША САМА НЕ ПРОЙДЕТ.
Она даже усилится, так как тело будет расти и учиться управлять им будет труднее.
Когда подрастающие дети исследуют окружающий мир, они не только попадают в неприятные ситуации, но и учатся выбираться из них. Поэтому ребенок, умеющий ходить, обычно нигде не застревает и неуклюжим не выглядит.
Вполне естественно, что Вы захотите не думать о проблемах малыша, поскольку это может испортить настроение, привести Вас в уныние и не даст Вам получать удовольствие от процесса ухаживания за малышом. Однако, когда речь идет о проблемах, связанных с движениями, очень важно, чтобы Вы не поддались соблазну и не поверили бы, что с возрастом эти проблемы решатся сами.
Тело лучше и легче поддается обучению гибко и правильно двигаться, пока оно еще очень молодо и его мышцы и нервная система пластичны и продолжают развиваться.
Чем раньше Вы обратитесь за помощью по поводу связанных с движением проблем Вашего малыша, тем большего Вы достигнете в процессе обучения.
ЕСЛИ ЖЕ ВЫ СТАНЕТЕ ВЫЖИДАТЬ, ТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ТАК, ЧТО ДАЖЕ САМЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОКАЖУТСЯ МАЛОЭФФЕКТИВНЫМИ.