Преодолев земное притяжение
Мечты человека подняться за облака и улететь на другие небесные тела насчитывают не одно тысячелетие. Фантазия греческого сатирика II в.н.э. Лукиана Самосатского отослала его героев к Луне: "... Семь дней и столько же ночей мы плыли по воздуху, на восьмой же увидели в воздухе какую-то огромную землю, которая была похожа на сияющий шарообразный остров. А страна эта... не что иное, как светящая вам, живущим внизу, Луна...". Средства для путешествий к иным мирам в отдаленные времена были бесхитростны: ураган, испаряющаяся на Солнце роса, упряжка из птиц; привязанные за спиной крылья.
В XVII в. "ученые женщины" Мольера на разные лады рассуждают о наблюдениях Луны в телескоп:
Филаминта: Одно открытье есть: себя не льстя нимало, Скажу вам, что людей я на Луне видала
Белиза: Людей мне видеть там не удалось как раз, Но колокольни - да, совсем как вижу вас.
В качестве первоапрельской шутки 1835 г. ньюйоркская газета "Сан" поместила сообщение, что на Луне найдены не только странные животные, но и люди, похожие на летучих обезьян. Большинство других газет и их читателей попались на эту удочку.
В 1865 г. написан роман француза Ашиля Эйро "Путешествие на Венеру". Люди продолжали грезить о посещении других миров и встречах с инопланетянами, но полеты их мечты намного опережали прогресс науки.
Однако даже самые выдающиеся умы середины прошлого века еще не могли ответить на вопрос: как на деле осуществлять космические странствия. Только на рубеже XIX и XX вв. несколько ученых-первопроходцев всерьез подошли к решению этой проблемы.
Древний Египет
Древняя египетская цивилизация возникла в плодородной долине Нила. За три тысячелетия до нашей эры египтяне преуспели в разработке календаря. На небе ими была выделена стройная система групп звезд, которые служили для предсказаний смены времен года и измерения времени ночью, когда нет Солнца. Они конструировали сложные астрономические приборы солнечные часы и водяные часы - клепсидры. Результаты наблюдений небесных светил находили отражение в религиозных верованиях и погребальных обрядах египтян, имели влияние на архитектуру и проникли в литературу.
В Древнем Египте усыпальницами фараонов служили гигантские каменные пирамиды, которые причисляли к семи чудесам света. Епри возведении пирамид их ориентация и взаимное расположение определялись по астрономическим данным.
От мечты к реальности
Яркую страницу в историю науки вписал участник русской революционной организации "Народная воля" Н.И.Кибальчич (1853 1881). За участие в покушении на царя он был приговорен к смертной казни. Во время короткого тюремного заключения Кибальчич подготовил рукопись "Проекта воздухоплавательного прибора". Талантливый изобретатель описал "предварительную конструкцию ракетного самолета". Его рукопись потонула в жандармском архиве.
Иной проект космического корабля с реактивным двигателем предложил в 1893 г. немецкий изобретатель Герман Гансвиндт (1856-1934). С 1907 г. работал в области ракетостроения и межпланетных полетов американский инженер Роберт Год-дард (1882-1945). С 1912 г. активно занимался проблемами космических полетов крупный французский ученый и авиаконструктор Робер Эно-Пельтри (1881-1957). Он ввел в употребление термин астронавтика.
Выдающееся место среди пионеров космонавтики принадлежит русскому ученому и философу К.Э.Циолковскому (1857-1935).
Скромный учитель из захолустного губернского города Калуги, страдавший глухотой и не находивший поддержки своим научным устремлениям, К.Э.Циолковский сумел преодолеть на жизненном пути все преграды. Величайшая заслуга Циолковского перед человечеством состоит в том, что он открыл людям глаза на реальные пути осуществления космических полетов. К.Э.Циолковский первым показал, что ракета - единственно возможное средство овладения космическим пространством. В то время как первые аэропланы с трудом перелетали с холма на холм, из города в город, Циолковский разработал теорию реактивного движения основу современной ракетно-космической техники.
В двадцатые и тридцатые годы нашего века рекорд за рекордом ставят летательные аппараты легче воздуха: дирижабли и стратостаты. Одновременно в этот период развернулись интенсивные работы по практическому созданию реактивных двигателей и ракет. Прогресс в этой области стал фундаментом космонавтики.
Первый запуск ракеты с жидким топливом в 1926 г. произвел американец Р.Годдард. За 2,5 сек. полета ракета покрыла расстояние в 56 м, поднявшись на высоту 12,5 м.
В 1927 г. в Германии под влиянием Г.Оберта начинает работу Общество межпланетных сообщений.
В апреле — июне 1927 г. в Москве прошла Первая всемирная выставка проектов и моделей межпланетных аппаратов и механизмов.
В Ленинграде проблемами ракет занимался автор многих ракетных двигателей В. П. Глушко. В Москве разворачивалась деятельность Группы изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Ф. А. Цандером и С. П. Королевым. С конца 1933 г. в Москве начал работу Реактивный научно-исследовательский институт. В этом же году под Москвой были осуществлены первые запуски отечественных ракет ГИРД-09 и ГИРД-Х.
Толчком к дальнейшему развитию ракетостроения послужило военное применение ракет как грозного оружия второй мировой войны.
Международный геофизический год
Военное и мирное использование ракетной техники шагало рука об руку. Арсенал боевых ракет второй мировой войны в послевоенное время видоизменялся и приспосабливался для запуска в верхние слои атмосферы Земли научных приборов. Если самолеты могли вести исследования лишь на высотах до 10 км, а потолок аэростатов и беспилотных шаров-зондов не превышал 30 км, с помощью ракет зондирование атмосферы можно было осуществлять до высот в несколько сотен километров. Контейнеры с научным оборудованием на ракетах снабжались парашютами, которые обеспечивали их благополучное возвращение на Землю.
В 1957-58 гг. ожидался очередной всплеск солнечной активности. Именно в этот период для лучшего изучения Земли и околоземного пространства по призыву Международного совета научных союзов ученые всех частей света объединили свои усилия в проведении Международного Геофизического Года. На протяжении 20 месяцев лучшие научные кадры во всем мире были сосредоточены на одновременном совместном изучении разнообразных процессов на суше и в атмосфере, в Арктике и в Антарктике, на Солнце и в недрах Земли. В течение Международного Геофизического Года исследовательские геофизические ракеты, кроме СССР и США, появились в Австралии, Канаде, Франции и Японии.
Использование ракет в научных целях потребовало введения многих новшеств. Возникла необходимость в портативном и совершенном научном оборудовании, которое бы не выходило из строя на старте и при сильных вибрациях во время полета ракеты. Данные научных измерений нуждались в запоминании и возвращении на Землю.
Последнее могло осуществляться не только благодаря спуску научной аппаратуры на парашюте, но также путем передачи информации с борта ракеты по радиоканалу. Уже на первых геофизических ракетах выполнялись эксперименты по изучению поведения в полете простейших живых организмов и растений.
Начало космической эры
В рамках Международного Геофизического Года 4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут московского времени с космодрома Байконур в СССР принял старт первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). При поперечнике в 580 мм масса первого спутника составляла 83,6 кг. Он просуществовал 92 суток.
По решению Международной астронавтической федерации день 4 октября 1957 года был официально провозглашен началом космической эры. Месяцем позже в СССР был успешно запущен второй искусственный спутник Земли, в котором отправилась в полет собака Лайка. На исходе января 1958 г. к двум советским спутникам присоединился первый американский ИСЗ "Экспло-рер-1".
На кануне броска в космос
В 1783 г. на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, взмыли ввысь первые "воздухоплаватели". Ими были, разумеется, не люди, а животные - петух, утка и баран. Почти два века спустя животные вновь прокладывали человеку дорогу в неизведанные дали околоземного космического пространства.
С 1951 г. на советских геофизических ракетах несколько десятков раз летали разные животные: кролики, крысы, мыши, собаки. Американцы в качестве подопытных животных использовали еще и шимпанзе, а французы - кота.
Чтобы открыть человеку дорогу в Космос предстояло решить множество медико-биологических проблем. Было необходимо изучить влияние на живой организм факторов космического полета, таких, например, как перегрузки на старте и невесомость после выхода на орбиту, шумы и вибрации. Требовалось обеспечить нормальные условия жизнедеятельности человека в полете: питание, отдых, работу. Наконец, надлежало разработать эффективные методы медицинского отбора космонавтов, их тренировок, контроля состояния их здоровья в полете.
Среди подопытных животных встречаются свои герои. В августе 1960 г. на втором советском космическом корабле-спутнике отправились в полет собаки-пассажиры Белка и Стрелка, которые предварительно прошли продолжительные тренировки. Собаки приучались к жизни в небольшом контейнере с ограниченными движениями. Они носили на себе фиксирующую одежду, контрольные медицинские датчики, и свой собственный портативный "туалет".
Их приучали питаться по командам специально приготовленными смесями. После 18 витков на орбите вокруг планеты корабль был переведен на траекторию спуска на поверхность Земли, а его пассажиры с высоты 7-8 тысяч километров благополучно катапультированы. Обе собаки чувствовали себя прекрасно и в последующем продолжали верно трудиться на благо космической медицины.
Первооткрывателям неизведанного во все времена требовались исключительное мужество и отвага. Они были необходимы Колумбу и Магеллану, капитанам первых подводных лодок, летчикам полярной авиации. Потребовались они как профессиональные качества и будущим "колумбам Вселенной".
По условиям своего труда ближе всех к будущей профессии космонавта подходили летчики-испытатели и летчики военной авиации, и именно из них были укомплектованы первые отряды космонавтов в нашей стране и в США. С годами требования снижались. В отряды космонавтов стали вливаться люди других профессий - инженеры, врачи, ученые. Теперь же, когда подготовка к полету в Космос не требует отменного здоровья и напряженных тренировок, на борту космических кораблей побывали члены парламента, педагоги, журналисты.
В первый отряд советских космонавтов, сформированный на исходе 1959 г., после отбора из трех тысяч кандидатур вошли 20 молодых летчиков. Они прошли полный курс тренировок и обучения, - каждый был готов совершить первый в истории полет в Космос.
"Ничто не дается даром, - скажет несколько лет спустя первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин. - Ни одна победа над природой не была бескровной..." Во время тренировки в сурдобарокамере - кабинете тишины - из-за пожара погиб самый молодой в отряде Валентин Бондаренко. Понес горькие утраты и отряд американских астронавтов.
Защитные высотные костюмы военных летчиков послужили прообразом герметичных космических скафандров, которые призваны обеспечить безопасность человека даже в случае повреждения космического корабля. Удобный скафандр, изготовленный по меркам его владельца, стал неотъемлемой принадлежностью каждого космонавта. В подобном скафандре космонавт выходит из космического корабля в открытый Космос.
Человек выходит в Космос
Героическая работа космонавтов имеет своим надежным фундаментом исследования, конструкторские разработки и испытания, которые выполняются на Земле. Среди руководителей советской космической программы на ее первом этапе выдающуюся роль сыграли академики С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Глушко. Газеты "окрестили" С.П.Королева Главным Конструктором, а М. В. Келдыша - Главным Теоретиком отечественной космонавтики. В. П. Глушко был творцом наиболее совершенных в то время реактивных двигателей. Президент Академии наук СССР М.В.Келдыш руководил расчетами трасс, по которым устремлялись в путь космические корабли и автоматические межпланетные станции.
12 апреля 1961 г. в кабину космического корабля "Восток" шагнул землянин, которому предстояло первому в мире бесстрашно нырнуть в пучину Космоса. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Масса корабля "Восток" вместе с пилотом составляла 4725 кг. Наибольшая высота над поверхностью Земли - 327 км. За 108 минут корабль сделал полный виток вокруг Земли. День 12 апреля провозглашен Всемирным днем авиации и космонавтики.
Выдающаяся роль в развитии космонавтики в США принадлежит немецкому конструктору Вернеру фон Брауну. Под его руководством создана крупнейшая в мире ракета-носитель "Сатурн", доставившая американских астронавтов на Луну. Через месяц после старта Ю. А. Гагарина состоялся "прыжок" в Космос капитана III ранга Военно-морского флота США А. Шепарда. Вскоре его повторил В.Гриссом. Их космические корабли не выходили на орбиты, а совершали суборбитальный полет: только поднимались и опускались. Полеты длились по четверти часа.
Сразу 17 витков вокруг Земли сделал в августе 1961 г. на "Востоке-2" Г. С. Титов. Первым среди американских космонавтов совершил орбитальный полет вокруг Земли подполковник Д. Гленн. Этот трехвитковый полет состоялся 20 февраля 1962 г.
На борту "Востока-6" в групповом полете сразу двух космических кораблей отличилась в июне 1963 г. первая в мире женщина-космонавт В. В. Терешкова. Первым из землян, вышедшим в открытый космос, был советский космонавт А. А. Леонов. Это произошло в марте 1965 г. В июне 1965 г. выход в открытое космическое пространство повторил американский космонавт Э. Уайт. Через полтора года он трагически погиб вместе с космонавтом Гриссомом во время испытаний космического корабля "Аполлон".
В дальний космос
Возможности научных экспериментов по изучению Вселенной за пределами атмосферы Земли поистине неисчерпаемы. Однако для длительного пребывания человека в космическом пространстве приходится преодолевать множество трудных проблем по его жизнеобеспечению. Гораздо проще обстоит дело с неприхотливыми роботами. Именно автоматические космические станции отправились на разведку в самые отдаленные уголки Солнечной системы.
Первым аппаратом, который преодолел путы земного притяжения и устремился к другому телу Солнечной системы, стала в 1959 г. советская автоматическая станция "Луна-1". После Луны наступил черед планеты Венеры: советская "Венера-Г открыла счет космическим зондам для исследования этой планеты в 1961 г. Последовали полеты к Меркурию и Марсу, а затем и к дальним планетам.
Рекорд длительности работы в космическом пространстве на сегодня принадлежит американской автоматической станции "Вояджер-2". Запущенная в августе 1977 г.; она через 12 лет успешно поработала в окрестностях планеты Нептун, предварительно передав на Землю информацию о своих прохождениях в окрестностях Юпитера, Сатурна и Урана.- Провести станцию по очереди вблизи 4 планет удалось благодаря умелому использованию закона всемирного тяготения при помощи, так называемых, гравитационных маневров.
Сила тяготения одной планеты помогла откинуть автоматическую станцию в сторону другой. Лишь самую далекую из планет Солнечной системы - Плутон - не посещала еще ни одна из земных автоматических космических станций.
Фотографирование обратной, никогда не видимой с Земли стороны Луны и детальные съемки всей ее поверхности, мягкая посадка с доставкой высокоточной научной аппаратуры и сбор образцов лунного грунта для их автоматического возвращения на Землю, маршрутные исследования по трассе движения лунохода и эксперименты на искусственных спутниках Луны - вот далеко не полный список целей запусков к Луне космических роботов. За десятилетие с 1966 по 1976 гг. для изучения Луны в СССР и США было запущено в общей сложности около 40 автоматических космических станций. Собранные автоматами сведения позволили осуществить полет на Луну человека. В 1990 г. к двум странам, исследовавшим Луну с помощью космических автоматов, присоединилась третья - Япония.
Первую мягкую посадку на Луну совершила в феврале 1966 г. советская лунная станция Луна-9". Будто лепестки у цветка развернулись антенны станции, и она принялась за свой первый телевизионный репортаж с поверхности Луны. "Яуна-9" положила конец гипотезе, будто лунные моря покрыты толстым слоем пыли.
Человек на Луне
Американцы Ф. Борман, Дж. Ловелл и У. Андерс встретили рождество 1969 г. в космическом корабле "Аполлон-8" на трассе Земля - Луна - Земля. Это был первый пилотируемый облет Луны.
Полет первой американской экспедиции для высадки на Луну на космическом корабле "Апполон-11" начался солнечным утром 16 июля 1969 г. Контакт с лунной поверхностью произошел 20 июля. Командир экипажа Н. Армстронг медленно спустился по шаткой лестнице и, словно купальщик, пробуя холодную воду, с великой осторожностью встал на Луну. "Один небольшой шаг для человека, и какой огромный скачок для всего человечества," - первые слова, сказанные им на Луне. Вскоре к нему присоединился Э. Олдрин. Следы от их башмаков будут сохраняться в условиях Луны миллионы лет. Третий член экипажа М. Коллинз терпеливо поджидал своих товарищей на окололунной орбите, черпая новости о них из рассказов с Земли.
Ракета-носитель "Сатурн V, обеспечившая успешные полеты космонавтов США на Луну, до сих пор остается самой крупной ракетой в мире. Ее высота достигает 40-этажного дома, а при запуске в ней сгорает ежесекундно по 15 тонн горючего. Вряд ли когда-нибудь будут сконструированы еще более крупные ракеты, поскольку после полетов на Луну стало ясно, что даже для существующего гиганта "Сатурн V" нет больше никаких разумных задач.
Производство этих ракет было прекращено. Подсчитано, что все перспективные программы космических работ выгоднее решать иными средствами. В порядке редчайшего отступления от традиции 12 лунным кратерам были присвоены имена живых, здравствующих людей. Шесть были названы в честь советских первопроходцев космических трасс - Титова, Николаева, Терешковой, Леонова, Феоктистова и Шаталова. Еще 6 названы именами членов экипажей "Аполлона-8" и "Аполлона-11".
Первые люди на Луне
С июля 1969 по декабрь 1972 г. в США было осуществлено 6 успешных экспедиций на Луну, в ходе которых на поверхности побывало 12 космонавтов, проведших там попарно в общей сложности 12 с половиной суток. За время выполнения программы "Аполлон" еще 12 космонавтов работали в окололунном пространстве. Космонавты Дж. Янг, Ю. Сернан и Дж. Ловелл летали к Луне по 2 раза, но последний из них, имя которого носит один из лунных кратеров, так ни разу и не вышел на поверхность. Дж. Ловелл был командиром экипажа "Аполлона-13", посадка которого на Луну из-за аварии была отменена. В завершающей из американских экспедиций на космическом корабле "Аполлон-17" принимал участие профессиональный геолог Х.Шмитт.
Всего за 6 экспедиций американцы доставили на Землю около 400 кг образцов лунных пород. В трех заключительных экспедициях на Луну американские космонавты использовали электрический автомобиль, сконструированный специально для перемещения в условиях лунного бездорожья, который резко расширил возможности полевых обследований местности. Автомобиль мог развивать скорость до 14 км/час. Командир "Аполлона-17" Ю. Сернан и геолог Х. Шмитт проехали по Луне на этом автомобиле около 35 километров.
Долговременные орбитальные станции
Важным направлением советской программы космических исследований является создание долговременных орбитальных станций. В 1977 г. вышла на орбиту летающая лаборатория "Салют-6", которая служила для космонавтов гостеприимным жильем более трех с половиной лет. В апреле 1982 г. ей на смену пришла усовершенствованная долговременная станция второго поколения "Салют-7". Наконец, весной 1986 г. встала на космическую вахту крупногабаритная орбитальная станция "Мир" - целая гостиница на орбите. Конструкция "Мира" допускает одновременное причаливание к станции не двух, а сразу шести космических кораблей или специальных отсеков - модулей. В дальнейшем к "Миру" были пристыкованы научный модуль с астрофизической аппаратурой "Квант", модуль для дооснащения станции "Квант-2" и модуль для технологических экспериментов "Кристалл".
Рекорды длительности пребывания4' космонавтов на орбитальных станциях росли стремительно. В 1977-78 гг. Ю.В.Романенко и Г.М.Гречко проработали на борту станции "Салют-6" 96 суток. А уже в 1980 г. Л.И.Попов и В.В.Рюмин прожили в условиях космической невесомости 185 суток. В 1987 г. потолок рекорда длительности пребывания на орбите был поднят до 326 суток. Столько времени бессменно трудился на станции "Мир" космонавт Ю.В.Романенко. Но и этому рекорду была суждена недолгая жизнь. В.Г.Титов (однофамилец космонавта-2 Г.С.Титова) и М.Х.Монаров проработали на "Мире" 366 суток - таким образом был преодолен символический рубеж непрерывного пребывания в невесомости в целый год.
Космические челноки
Ровно через 20 лет после старта Ю. А. Гагарина - день в день - в США начались летные испытания транспортного космического корабля многоразового использования серии "Спейс шаттл", что в переводе означает "космический челнок". Внешне он похож на обычный самолет с дельтавидным крылом. Стартует "челнок" в вертикальном положении с работающим двигателем. Выводу его на орбиту помогают две дополнительные навесные ракеты на твердом топливе. Огромный бак с жидким топливом и твердотопливные ракеты после разгона "челнока" отбрасываются. Крылья "челнока" не помогают ему при старте и служат только для последующей посадки на Землю.
Общая длина "челнока" составляет чуть меньше 40 м. Грузовой отсек имеет в длину 18 и в ширину 4,5 м. Грузоподъемность при старте около 30 т, а масса груза, который может быть возвращен на Землю,- 14,5 т. "Челнок" вмещает до 7 членов экипажа.
В первую серию "челноков" вошли 4 однотипных космических корабля с именами в честь знаменитых исследовательских судов: "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери" и "Атлантис".
28 января 1986 г. на 73-й сек. полета на высоте 14 км над океаном взрыв из-за неполадок с одним из твердотопливных ускорителей уничтожил космический корабль "Челленджер".
Трагически оборвались жизни 7 космонавтов, в том числе двух женщин. Одна из них, школьная учительница Шарон Криста Маколифф, одержала победу в конкурсе среди 11 тысяч претендентов и получила право вести уроки для школьников из Космоса.
Взамен погибшего "Челленджера" был введен в строй еще один корабль того же типа под названием "Индевер". На этом строительство "челноков" заканчивается, и в будущем они уступят место космическим летательным аппаратам следующего поколения.
Катастрофа "Челленджера" на несколько лет отодвинула запуск космического телескопа им.Хаббла, в создании которого, помимо США, принимало участие Европейское космическое агентство. Весной 1990 г. телескоп был выведен на орбиту с удалением в 600 км от поверхности Земли на "челноке" "Дискавери". Диаметр главного зеркала телескопа им.Хаббла составляет всего 2,4 м, однако благодаря космическому вакууму, согласно расчетам, космический телескоп сможет регистрировать объекты в 50 раз более слабые, чем видимые в лучшие наземные телескопы.
Комплекс "Буран-энергия"
В конце 80-х годов в СССР была создана и испытана ракетно-космическая система, включающая ракету-носитель "Энергия" и космический самолет "Буран". Ракета-носитель "Энергия" лишь немного уступает по своим характеристикам американскому "Сатурну-У", способному выводить на околоземную орбиту полезный груз массой свыше 100 тонн. Она состоит из центрального и четырех боковых блоков с суммарной мощностью двигателей 170 млн лошадиных сил. На каждом из боковых блоков установлено по одному двигателю, которые являются самыми мощными двигателями в мире. Стартовая масса "Энергии" свыше 2 тысяч тонн, высота - 60 м. Первый полет "Энергии" состоялся 15 мая 1987 г.
По внешнему облику советский космический самолет "Буран" напоминает американские "челноки". Его длина 36,4 м, размах крыльев около 24 м. Он способен вывести на орбиту в грузовом отсеке до 30 тонн полезного груза Но в конструкциях советского и американского космических самолетов есть существенные различия.
Если "шаттлы" используют на старте собственный двигатель с подачей горючего из навесного бака, то "Буран" уходит на орбиту при помощи ракеты-носителя "Энергия".
Космос служит людям
Не говоря об их чисто научном значении, трудовая вахта космических кораблей и космических аппаратов вносит сегодня неоценимый вклад в решение многих народнохозяйственных проблем. Из космического пространства выполняется цикл разнообразных исследований природных ресурсов в интересах геологов, рыбаков, земледельцев. С помощью спутников осуществляется телефонная, телексная и телефаксная связь на .дальние расстояния, ведется трансляция телевизионных передач. Спутники коренным образом изменили лицо современной метеорологии.
Это системы поиска попавших в беду самолетов и кораблей, передача информации о cтихийных бедствиях и катастрофах, сбор данных для борьбы с вредными экологическими выбросами, поиски очагов пожаров в ненаселенных и труднодоступных лесных районах, отыскание наилучших мест ловли рыбы и многое-многое другое.
Наиболее известные космодромы мира: слева направо Уоллопс, Западный и Восточный испытательные полигоны (все три в США), Куру (французский космодром в Гвиане), Хаммагир (французский космодром в Алжире), Кируна в Швеции, полигон Израиле, Сан-Марко и Санта-Рита (две итальянские пусковые платформы у берегов Кении), Плесецк, Капустин Яр и Байконур (все три в СССР), Шрихарикота (Индия), Сичан, Чанчэнцзе, Тайюань и остров Хайнань (все четыре в КНР), Вумера (Австралия), Утионура и Танегасима (оба в Японии).
Гавани Вселенной
Космические исследования, помогающие овладевать тайнами Вселенной, должны служить на благо всех людей на Земле. Эта точка зрения нашла воплощение в тексте подписанного в 1967 г. первого международного Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела:
"Государства - участники настоящего договора, воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в резулыате проникновения человека в космос, согласились о нижеследующем:
... Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества..."
Сегодня накоплен богатый опыт международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства. Советские и американские ученые передавали друг другу и ученым других стран образцы лунного грунта. На искусственных спутниках Земли и межпланетных автоматическиx станций СССР и США, как правило, помещались приборы, изготовленные в порядке международной научной кооперации. Специалисты ведущих европейских стран объедьдинили свои усилия по исследованию космоса в рамках Европейского космического агентства.
На советских космических кораблях уходили в полет космонавты Чехословакии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румыни, Франции, Индии, Сирии, Афганистана, Японии и других стран. Важное значение для дела разрядки международной напряженности имели в 1975ню стыковка и совместный полет космического корабля "Союз-19" и американского космического корабля "Апполон". Много иностранных участников принимало участие в полетах на американских космических кораблях "Спейс шаттл".
Внеатмосферная астрономия
Благодаря успехам космонавтики астрономы вышли за пределы атмосферы Земли и получили возможность исследовать поступающее к Земле электромагнитное излучение в любых областях спектра - во всем диапазоне длин волн. Астрономия стала всеволновой: на космическую вахту заступили спутники с ультрафиолетовыми, рентгеновскими и гамма-телескопами.
Энергия излучения в этих областях спектра намного выше, чем во всех остальных, и такое излучение дает представление о космических процессах, протекающих с наибольшим выделением энергии.
Астрономия окончательно перестала быть наукой о застывшем мире. В сферу ее интересов ворвались процессы преобразований, протекающие в метагалактических масштабах, природные объекты, отличающиеся экстремальными плотностями и температурами.
Опасности грозят человечеству со всех сторон. Истощаются запасы сырья - нефти, газа, угля, других полезных ископаемых. В некоторых районах нашей планеты не хватает питьевой воды. Из-за выбросов в атмосферу происходят нежелательные изменения климата, ухудшаются условия жизни людей.
Помочь человечеству предвидеть надвигающиеся угрозы и своевременно отводить их - это, пожалуй, одна из важнейших задач науки. Разные пути ведут к этой цели. Один из них - сравнительное изучение многих тел Солнечной системы.
Астрономы обращают свои взоры к другим телам Солнечной системы, чтобы постараться лучше узнать Землю - родной дом человечества во Вселенной.
ЗЕМЛЯ ТОЛЬКО ОДНА!
- этот призыв принадлежит Организации Объединенных наций. Он напоминает всем народам Земли о необходимости жить в мире и согласии. Заботой ученых, занятых изучением космического пространства, должно стать не соперничество, а сотрудничество.
(А. А. Гурштейн)