Как видит мир новорожденный

Попробуйте ответить на вопрос: "Что знает и умеет совсем маленький ребенок?", то есть, какова его компетентность относительно вашего мира. В большинстве случаев этот вопрос вызывает недоумение и встречный вопрос: "А разве он что-нибудь понимает и умеет, кроме того, что есть, спать и пачкать пеленки?" Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых еще в начале нашего века никто не подозревал.

Психологи, физиолога, медики установили, что психическая жизнь ребенка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде). Именно в это время происходит формирование, по-существу, всех видов чувствительности.

Примерно в 8,5 недель жизни плода возникает первый вид чувствительности - тактильная и кожная (чувствительность к прикосновению). Вся же кожная поверхность тела плода готова к приему тактильной информации на 14 неделе, то есть задолго до того, как этот вид чувствительности понадобится ребенку в сложном процессе познания окружающего мира.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах также развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные "датчики", сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать к 4-му месяцу жизни плода. На 10-й педеле закладываются вкусовые точки языка, и ребенок, родившийся преждевременно, па 6-7-ом месяце беременности, способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением. Так, каждая будущая мать может заметить, что ребенок отчетливо "вздрагивает" в утробе при резком и громком звуке. Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода.

Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия. Особенно богата слуховая среда плода, поскольку он находится в жидкости, обладающей способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда. Поэтому еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но и топы сердца матери, ее голос. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не просто сводится к формированию отдельных органов чувств, а заранее настраивает органы чувств ребенка на встречу с внешним миром.

Вместе с чувствительностью развиваются мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие из этих рефлексов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает ее сосать. Все это - врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Затем начинается длительный процесс созревания центральной нервной системы, а вместе с ней совершенствуется и высшая нервная деятельность. Но вот, что интересно: для созревания центральной нервной системы необходимо ее активное функционирование. Это значит, что окружение малыша с самого начала должно быть организовано так, чтобы его органы чувств были "загружены" соответствующей информацией, чтобы ему "было на что посмотреть, что услышать и почувствовать". Ведь новорожденный способен получать информацию из окружающего мира и особым образом на нее реагировать. Если не учитывать потребностей ребенка в активных воздействиях и новых впечатлениях, оставлять его в закрытой ширмами кроватке, подходить и брать на руки только для кормления, - ваш малыш будет воспитываться в условиях сенсорной денривации (недостаточной информации о внешнем мире). Возможно, он будет спокоен и нетребователен, но вы должны знать, что отсутствие активности, интереса к окружающему миру, погруженность в "растительное" существование - свидетельство серьезного искажения развития.

Многочисленные наблюдения опровергли бытующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят в течение двадцати четырех часов в сутки. Оказалось, что хотя они бодрствуют небольшими промежутками времени, в совокупности это составляет иногда несколько часов.

Каким же видит окружающий мир новорожденный?

Техническая оснащенность исследований позволила выявить поистине сенсационные факты. Прежде всего было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все "вверх ногами", не различает отдельных предметов, а воспринимает их как "нагромождение разноцветных пятен". Теперь стало ясно, что хотя зрительный аппарат новорожденного еще очень несовершенен, он позволяет ему адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму того, что он видит. В своих исследованиях американский психолог Фаттц показал, что уже в первые педели жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам. По локализации и длительности фиксации зрачка определено, что малыши пяти-ссмидиевпого возраста чаще и дольше смотрят па предметы более сложной формы, предпочитая сложные, движущиеся и объемные фигуры. То есть, новорожденный изначально готов к восприятию человека, матери. Не менее важные и интересные сведения получены также о слухе новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую же чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

Что самое удивительное, - младенцы предпочитают осмысленную связную речь набору бессмысленных слогов, а прослушивание своего собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они перед этим неудержимо плакали.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший интеллектуальное развитие младенцев, наблюдал у детей примерно в трехмесячном возрасте такую сложную мыслительную способность, как отделение средства от цели. В опытах другого психолога Дж. Уотсоиа описано, как дети еще младше - всего двух месяцев от роду - научились приводить в действие подвижную игрушку, двигая головой по подушке особой конструкции. Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с существом, которое ничего не знает и не умеет, подрастая, словно растение при хорошем уходе, а с чем-то гораздо более сложным, - внутренне организованнымм, одаренным спонтанной активностыо.

В последнее десятилетие широко развернулось изучение синхронизации сложных действий взрослого (обычно матери) и младенца. При изучении простейших игр взрослого с малышом младше 4-х месяцев было обнаружено, что ребенок участвует в них с помощью взгляда. Он то смотрит па взрослого, показывающего "козу" или делающего "ладушки", то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и этим помогает определить темп и ритм движений и действий старшего партнера.

После 4-х месяцев младенцы регулируют взаимодействия не только взглядом, но и жестами. Опыты американского психолога У. Копдопа обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт с речью взрослого, наподобие тому, как это делают взрослые слушатели. Любопытны кинозаписи движений головы у глядящих друг па друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца - это очень точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы своеобразный "вальс". Образ танца, "неуловимого балета" упоминают многие авторы, пытающиеся передать свои впечатления от непроизвольных синхронных движений младенцев при звуках осмысленной речи, при взаимодействии с матерью. Это поразительно тонкое и точное совпадение их жестов, стройная гармония взаимодействия, конечно, не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря сложной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств. И тем не менее, синхронизация поведения - по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.

Для чего же нужны все эти сложные возможности и способности новорожденному, если он ведет такой простой, казалось бы, "образ жизни"? Известный специалист по детской психологии М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Без взрослого младенцу не удастся этого сделать.

(Наталия Авдеева)