Психология первоклассника

Всем давно известны первые трудности школьной жизни. Причем, тяжело и детям-первоклашкам, и их родителям. Начало нового этапа школьного детства для многих детей становится кризисным моментом.

Сначала все кажется торжественным, праздничным, неожиданным и интересным, но с каждым днем ребенок начинает понимать, что в школе нужно трудиться и выполнять задания.

Если с малышом с раннего детства родители занимались и морально его готовили к поступлению в школу, ребенку легче будет адаптироваться в новой для него обстановке.

Уже давно доказано, что «домашние» дети адаптируются труднее, чем дети, которые перед школой посещали детский сад, специализированные детские учреждения или развивающиеся центры.

Многие родители считают, если их ребенок знает цифры и буквы, умеет читать и считать, то в школе ему будет намного легче. Безусловно, это так, но очень часто встречаются случаи, когда дети, зная азбуку, учатся слабо, в школу идут со слезами, тогда как другие, не умеющие читать и даже плохо знающие алфавит, с удовольствием бегут в школу, с воодушевлением рассказывают, чем они занимались в классе, чему научились.

Это связано с тем, что все дети разные, одни – веселые, общительные, а другие – застенчивые и плаксивые. Причина кроется и в воспитании ребенка, и в отношениях в семье.

Если семья дружная и крепкая, ребенок растет счастливым, он не боится трудностей, зная, что его любят и поддержат в трудные минуты. Если же в семье не ладится и ребенок видит постоянные ссоры родителей, он может замкнуться в себе, быть неуверенным в своих силах и знаниях.

Поэтому очень важно, чтобы в этот период родители обратили свое внимание именно на ребенка, помогли ему адаптироваться и пройти первую ступеньку школьной жизни.

Современная школьная программа далеко не та, что была десятилетия назад, вот почему у многих родителей возникают трудности, когда их чадо идет в первый класс. Усложненная программа некоторых ставит в тупик, родители не знают как себя вести и как помочь ребенку, в такой ситуации особенно трудно первокласснику.

Помимо новой обстановки, режима и других трудностей, в нем может поселиться неуверенность, потому что он не чувствует поддержки от родителей. Кроме того, бывают случаи, когда у детей не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

Причиной нежелания идти в школу может быть и неинтересное выкладывание предмета, непонимание, о чем говорит учитель. Соответственно интерес к обучению пропадает, малышу становится скучно. Если главной деятельностью дошкольника являлась игра, а, как известно все дети любят играть, то в школе ему предстоит больше заниматься учебной деятельностью.

Чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе, нужно к этому его подготовить, объяснив, что не всегда можно заниматься тем, что нравится, что в книжках тоже можно найти много интересного и полезного, привести примеры, как родителям самим было трудно в первом классе, когда они были такого же возраста.

Избежать коммуникативных трудностей можно в том случае, если перед поступлением в школу познакомиться с педагогом и родителями будущих первоклашек, водить дошкольника на подготовительные занятия, узнать больше информации о школе и об учебной программе, какие требования выдвигает школа для учащихся и для родителей.

Если этого не сделать заранее, в середине года может возникнуть конфликт и придется менять школу или класс, что негативно скажется на психологическом состоянии ребенка. Более того, он вообще может отказаться ходить в школу.

Поэтому к выбору школы и учителя нужно подходить очень серьезно. Дома нужно проводить беседы с дошкольником, рассказывать, какие его могут ожидать трудности и убедить ребенка, что с любыми трудностями ему помогут справиться.

Некоторые родители начинают наказывать малыша за то, что он сделал что-то не так как надо или не хочет выполнять домашнее задание. Делать это категорически запрещено, потому что можно надолго убить у него желание учиться и к чему-либо стремиться.

Лучше подбодрить ребенка, поощрить за то, что он старается. Главное, чтобы он чувствовал поддержку и понимание, тогда и обучение не будет ему казаться страшным наказанием.

Можно иногда играть с ребенком, даже делая домашние задания, например, играя, выучить стишок или научиться считать, перекладывая кубики или машинки. В этом случае малышу будет интересно, и он быстро освоит некоторые учебные навыки.

Когда ребенок привыкнет к новому режиму, адаптационный период пройдет плавно, помощь родителей можно постепенно снижать, приучая младшего школьника к самостоятельности.

Таким образом, чтобы ребенку нравилось ходить в школу и узнавать что-то новое, многое зависит от родителей. Если родители выберут правильную позицию, то малыш быстро адаптируется, и с радостью будет получать новые знания.