Первое слово ребенка

Важный момент в жизни родителей, это когда ребенок произносит свое заветное первое слово. И каждый из родителей хочет, чтобы это было в его присутствии, но, чтобы это произошло как можно быстрее, с ребенком нужно проводить много времени, не бросая его на бабушек и дедушек и прочих нянек, а заниматься и развивать его мышление самостоятельно.

Общение с ребенком, демонстрирование ему окружающего мира – все это приводит к тому, что он сам захочет что-либо назвать и что-либо выразить по этому поводу. Каждый из тех, у кого еще нет детей, удивляется, зачем рассказывать маленькому ребенку что-то, ведь он мал и ничего еще не понимает, но на самом то деле, мозг ребенка улавливает все звуки и слова, запоминает то или иное сочетание предмет-название и в будущем пытается это воспроизвести. Как быстро это будет – дело Ваших усилий и внимания к ребенку.

Принято считать, что первое слово – непременно «мама», однако это не всегда так. Действительно, эти два несложных слога неразвитому речевому аппарату малыша произнести чаще всего не составляет труда. Но с таким же успехом у него может получиться и «папа», и «баба», вопрос в том, что далеко не всегда это наименование конкретного родственника. Кроха может звать «мама» всех старших, живущих в доме, или все, что передвигается – людей, животных, птиц. Детской речи свойственны обобщения, причем зачастую в их основе лежит парадоксальная образность, просто неподвластная «закостеневшему» взрослому уму.

Практически всегда первые слова ребенка состоят из однотипных повторяющихся слогов. Для русского языка (а дитя, даже если не понимает конкретного значения каждого слова, подражает строю и мелодии речи, которую слышит), характерны открытые слоги, т.е. начинающиеся на согласный и заканчивающиеся на гласный. И ребенок, осознав это, имитирует слова по такому образцу, по-своему упрощая их – например, называя всего один слог из нескольких («ка» вместо «пока») или удваивая слог, который удается произнести («кики» вместо «киса»).

Развитие речи ребенка своеобразно отражает историю развития речи и мышления у человечества. Первые слова – это в 99% случаев существительные, обозначения персон или предметов – взрослых, игрушек, животных, предметов интерьера. С этого начинается познание мира новым человеком – он осознает, что его окружает нечто и пытается дать этому названия.

Следующий этап – указательные местоимения. Где, там, вот – с их помощью можно определить место предмета в мире. Не менее часто после существительных дети начинают произносить глаголы, как правило, в повелительном наклонении. Применение глаголов означает огромный прорыв в жизни малыша – ведь с их помощью он может добиться того, чтобы делали так, как он хочет! Дай, иди, возьми – эти слова, по сути, являются началом диалога. Ребенок быстро учится комбинировать их с обращениями или существительными, и вот уже готово первое предложение: «Мама, дай!». А освоенные глаголы в изъявительном наклонении помогают маленькому говоруну сообщать миру информацию, обозначая состояние дел: «Миша сидит», «Ляля ням».

Разговорчивый возраст

Многие родители очень хотят получить точный ответ на вопрос: когда малыш заговорит? Но точно сказать этого нельзя, разве что попробовать погадать. Все дети развиваются по разному, и к этому процессу попросту неприменимо слово «надо» — ребенок никому ничего не должен. Бывает так, что, невзирая на усилия родителей и врачей, ребенок упорно не говорит до трех лет, или совершенно неожиданно для всех начинает болтать в десять месяцев.

Рамки «речевого возраста» достаточно широки и включают в себя период от 8 мес до 3-4 лет. Тем не менее, если после года ребенок не издает разнообразных, хотя бы и бессвязных звуков, а после двух не произносит отдельных имеющих смысл слов, есть повод посоветоваться с неврологом и логопедом. Хороший специалист по ряду признаков определит, под контролем ли ситуация и не требуется ли вмешательство, и родителям будет спокойнее.

Как помочь малышу начать общаться? Почаще говорить с ним, причем не просто «читать лекцию», а комментировать свои и его действия, описывать предметы (их цвет, форму, назначения), объяснять, что ножки ходят, ротик ест, ручки берут и т.д. Вместе рассматривать книги, рассказывать кумулятивные (в которых повторяется однотипное действие) сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Возможно, кому-то эти хрестоматийные тексты кажутся скучными, ненужными и устаревшими, но это не так: они наилучшим образом обеспечивают потребности малыша в определенный период его жизни.

Поклонники прогрессивных новшеств могут попробовать методику Глена Домана, заключающуюся в демонстрации ребенку иллюстрированных карточек с различными предметами, существами, растениями. Карточки Домана можно использовать с рождения, для детей с года они существуют в виде удобных компьютерных презентаций.

И помните, что у детей бывают периоды так называемого «осознанного молчания», в которые ребенок будто бы перестает накапливать словарный запас и останавливается в освоении речи. Это не так: на самом деле его мозг в это время собирает и обрабатывает гигантское количество новых знаний, которые со временем проявятся в виде скачка развития.

Некоторые причины, задерживающие начало говорения:

— билингвизм, мультилингвизм. Многие семьи сегодня живут на несколько домов или постоянно переезжают из страны в страну, кроме того, распространены интернациональные браки. Дети, слышащие дома одну речь, а на улице – другую, или слова на разных языках от мамы и папы, начинают говорить позже своих сверстников, растущих в одноязычной среде. Зато для каждого предмета у них минимум два названия!

— недостаточное общение со сверстниками и старшими детьми. В семьях, где уже есть дети, малыши начинают говорить быстрее и чище: они копируют поведение старших ребят. Чем больше ребенок общается с себе подобными, тем большую потребность в совершенствовании коммуникативных навыков он испытывает, тем быстрее развивается его словарный запас.

— однообразие впечатлений, большое количество запретов. Старайтесь время от времени обновлять «игрушечный парк», показывать не одни и те же, а разные книги (необязательно постоянно покупать что-то новое, а старое выбрасывать, достаточно разделить существующие игрушки на две или три части и устраивать «ротацию»), ходить на прогулку в разные места. Новые впечатление стимулируют мыслительную деятельность, а вместе с ней – речевой центр. Постоянные запреты лишают ребенка тяги к познанию.

Многие мамы, в особенности молодые, родив, стараются сразу же вернуться в строй молодости и стройности, посещая различные фитнес-центры и уделяя много времени работе или даже гулькам. И это сказывается на общении с ребенком, его навыков общения с окружающим миром и привычном внимании родителей к нему.

К сожалению, многие родители, в частности, молодые или же те, кто не планировал семью и беременность, не относятся с полной серьезностью к воспитанию ребенка. Пытаются строить карьеру, возвращать стройность, гулять направо и налево, проводить время где и как угодно, только не в семейной обстановке, не понимают, что теперь все, чтобы они не делали, отражается на их ребенке.

Конечно, очень тяжело одиноким мамам, которые по разным причинам остались растить ребенка самостоятельно. Обостренная послеродовая депрессия и большое количество проблем, которые приходится решать самой, при этом не забывая о ребенке и все силы собирая в кулак, не отдавать всю накопленную злость и усталость эмоционально ребенку. Такой ребенок обычно получает много внимания, его пытаются все веселить и как-то развивать, но, к сожалению, в большинстве случаев – не мать.

Итак, первое слово ребенка зависит от количества времени, которого с ним проводят, но и не на что процентов. Естественно, что вокруг ребенка должны царить гармония и семейность, уют и тепло. Чем приятнее ребенку находится в том или ином обществе или доме, тем больше он будет сосредотачиваться на каком-то деле, нежели пряча свои страхи, что ему никогда не удается и он, рыдая время напролет, пытаясь показать родителям, что ему не нравится что-либо. Обычно, такое происходит, когда дитю мало уделяют внимания или в доме постоянное напряжение из-за ссор и прочий дискомфорт.

Материнский инстинкт – величайшая сила, которая просто не отпустит и от которой нельзя просто отказаться. Каждая женщина, даже не рожавшая, это ощущает. Поэтому, в каких бы обстоятельствах ребенок не рос, матери стараются как можно больше уделять времени и отдавать тепла своему ребенку. По статистике, первые слова у 84 процентов детей - именно «мама», ведь это самый родной и близкий человек за всю жизнь любого человека.