«Кнут или пряник» для ребенка дошкольного возраста

Особенности развития

Прежде чем разобраться, каким методом стоит воспитывать ребенка, нужно выяснить особенности его развития в данный период.

Дошкольный возраст – это тот промежуток, когда ребенка необходимо воспитывать. До этого возраста он еще является «царем» для своих родителей, которые следуют всем его капризам, после – «рабом». Ребенок учится выполнять требования, задания, поручения и просьбы, которыми родители его нагружают. В этом возрасте дети учатся мыслить, воспринимать, стремятся к самостоятельности. Не нужно препятствовать его тяге к познанию окружающего мира. Пусть он наденет свитер наизнанку, перепутает левый и правый ботинки, зато он поймет свои ошибки и в следующий раз будет стараться сделать правильно.

В дошкольном возрасте ребенок переживает кризис – кризис 3-х лет. Он станет непослушным, агрессивным или, наоборот, замкнутым, на все просьбы родителей станет отвечать резко, нервно. Кризис связан с переходом ребенка в следующую стадию взросления, с его походом в детский сад, и даже с теми требованиями, которые начнут выдвигать для него родители. «Ребенок стал взрослее, значит и требований к нему стало больше: «заправь кровать», «собери игрушки», «сложи вещи», «приберись в своей комнате». Для детей, которые только научились ходить на горшок, эти задания кажутся сложными.

Нужно ли прибегать к мерам «кнута»?

Родители, желающие воспитать, а не просто вырастить своего ребенка, понимают его, как нельзя, лучше. Нужно найти с ребенком общий язык, посмотреть на мир его глазами. Просьбы и требования следует предъявлять не в форме «директор – служащий», а в форме «родитель, в роли спутника, советчика – ребенок». Родителям необходимо зрить в корень проблемы: почему ребенок не послушался? Почему он сделал наоборот? Какие мотивы были у него? Что заставило его поступить не так, как захотел родитель? Да, это может быть сложно: успокоиться, уравновешенно начать разбираться в ситуации, когда малыш разбил дорогую вазу, или закатил плач в магазине из-за некупленной игрушки.

Каждый родитель ведет себя по-разному в таких ситуациях: кто-то попросту игнорирует, кто-то принимается оскорблять ребенка, а кто-то хватается за ремень.

Нет, нет и еще раз нет! Ремень, оскорбления посеят в душе ребенка злобу, ненависть. Есть два варианта последующего поведения ребенка после кнута, это: он начнет мстить своим родителям, не обращать внимания на любые просьбы, проще говоря, игнорировать или он вырастет неуверенным человеком с заниженной самооценкой. Второй тип легко потеряется в обществе дурной компании, или станет «белой вороной», изгоем в классе, колледже, университете.

Спорный вопрос возникает, если говорить и о «прянике». Как и кнут, постоянное поощрение «дрессирует» ребенка. Но дети – не животные, они – люди, только маленькие. Родителям стоит постараться донести до своих детей информацию о плохом и хорошем, о результатах тех или иных действий.

Вырастить хорошего человека, гордиться сыном или дочерью – результат большого труда родителей.