Основные моменты в развитии речи у ребенка

Развитие речевых способностей у детей – это важный и ответственный процесс, который сопровождается множеством трудностей.

Практически все специалисты сходятся во мнение, что речь начинает развиваться не в момент, когда ребенок заговорил, а когда он начинает понимать и слышать слова, произносимые окружающими его людьми.

До года ребенок может выразить свои желания и потребности только звуками и криками в основном бессвязными слогами. Родители уже с первых дней жизни своего малыша учатся понимать и предугадывать по выражению лица или изменению тона плача, что беспокоит их чадо.

Когда малыш начинает различать эмоции и лица, которые постоянно мелькают перед его глазами, именно тогда он впервые пытается понимать слова и звуки и реагировать на них. Первая эмоция после плача – это улыбка или смех. Такая ответная реакция на присутствие родителей и сказанные ими слова означает, что ребенок понимает и создает свой ассоциативный ряд.

Важность правильного общения с ребенком, четкое произношение слов способствуют более быстрому их запоминанию. Каждый ребенок в определенный момент своего развития начинает прикасаться к лицу мамы или папы, трогать его или внимательно всматриваться в движение губ, когда кто-то рядом произносит слова. Таким поведением малыш пытается изучить и понять, что взрослые делают, как и каким образом они издают странные и непонятные звуки.

Очень важным моментом в развитии речи ребенка являются пение и повторение коротеньких и легких слов, таких как «дай-дай» или «кар-кар». Никогда не рано прививать любовь к чтению книги, особенно с красочными картинками и интересными разноплановыми героями. Включив фантазию и актерское мастерство, многие родители прекрасно изображают различных героев, подражают звукам животных.

Активное развитие мелкой моторики помогает улучшить деятельность зон мозга, отвечающих за речь и мышление, а также математические способности. Нельзя развивать одно и совсем не обращать внимания на другие важные моменты. Развитие ребенка является системой, в которой важны все элементы, и каждый влияет на другие способности и навыки.

Чем старше становится ребенок, тем больше с ним следует разговаривать. Желательно рассказывать ему все, что видят глаза родителей в любое время и при любых обстоятельствах. Малыши похожи на обезьянок, которые подражают каждому жесту и звуку, и чем больше и чаще повторять и говорить различные фразы, тем велика вероятность их запоминания и быстрого произношения.

Как бы ребенок неправильно и непонятно произносил первые слова, необходимо повторять их снова и снова, чтобы он сам понял, как нужно. Очень хорошо детьми запоминается все, что связано с яркими эмоциями, поэтому стоит превращать процесс обучения в игру.

Творческий процесс также способствует речевым навыкам, так как дает возможность малышу развить мышление, память и фантазию. Многие дети любят играть с крупами, пластилином, глиной или соленым тестом.

Когда ребенку исполняется три года, то его словарный запас должен быть достаточно богатым. Обычно в такое время проявляются дефекты речи, которые необходимо вовремя заметить и исправить. Особенно важно общение со сверстниками и посещение различных развивающих занятий. Любая социальная активность самого малыша или родителей способствует пополнению его речи новыми словами и выражениями. Следует чаще расспрашивать ребенка о его впечатлениях за день, событиях, которые ему понравились и запомнились. Особенно интересно слушать, когда малыш пытается рассказать увиденный фильм или сказку. Главное – это следить за речью и логичностью событий в его пересказе.

Развитие ребенка – это не кратковременное занятие, а постоянный систематичный процесс, который никогда не должен прерываться.

К оглавлению "Первые три года жизни"