Как подготовить ребенка к рождению братика или сестрички

Родители, сознательно воспитывающие своих детей, должны постараться пробудить в ребенке радость в связи с предстоящим появлением на свет братика или сестрички. Важно, чтобы ребенок ощутил себя в роли старшего брата или старшей сестры. Как надо действовать родителям в этом случае, зависит от возраста и уровня развития ребенка.

В середине срока беременности, когда живот матери начинает заметно округляться и уже ощущаются движения плода, ребенку можно рассказать, что в семье скоро появится маленький.

Гуляя с малышом, можно обращать его внимание на детские коляски, младенцев и будущих матерей. Мать рассказывает ему о том, что у нее в животе находится еще совсем маленький ребенок, который еще не может ни пить, ни есть. «Он получает все это от мамочки и растет не по дням, а по часам. Он уже шевелится у мамы в животике, а когда станет достаточно большим — выберется наружу, чтобы уже самостоятельно пить молоко из маминой груди». Ребенку надо рассказать, что он тоже был таким маленьким у мамы в животе, а потом вылез оттуда и все очень обрадовались, что в семье появился ребенок. «Теперь ты уже большой, и у нас снова появится маленький, которому мы все будем очень рады и которого все будут любить, как тебя».

Хорошо вовлечь ребенка в хлопоты, связанные с ожиданием появления на свет маленького. Он может помогать устраивать колыбель и поправлять белье. В конце третьего года жизни ребенку рекомендуется подарить набор игрушек «Уход за младенцем» и куклу к нему, чтобы он мог поиграть ими и подготовиться к важному событию в жизни семьи.

Если в семье уже есть двое или более детей, в подготовку к появлению младенца надо наиболее интенсивно вовлечь самого младшего ребенка, так как именно он теряет свое привилегированное положение.

Даже если родители часто проигрывали новую ситуацию со своим ребенком и тот по-настоящему радуется появлению на свет маленького, не стоит огорчаться, если старший ребенок или старшие дети вскоре загрустят. Да это и понятно. Ведь ребенок быстро замечает: «Этот маленький только и знает, что спать да кричать, а у мамы с ним столько хлопот, что на меня и времени не остается».

Конечно, теперь старшему нелегко смириться с такой ситуацией. Он должен привыкнуть к переменам в семье, перестроиться. Но и родители должны учитывать новую ситуацию и не требовать от старшего ребенка слишком многого: «Тс-с, тихо, маленький спит!», «Не шуми так сильно, малышу надо поспать», «Помолчи, пожалуйста! Ты же видишь, что я занята с маленьким!», «Не трогай малыша!» На каждом шагу старшего ребенка одергивают, от него требуют понимания, осторожности, собранности. Все это требования, которые он просто не может сразу выполнить. Подобное обращение ранит ребенка, поэтому многие дети начинают вести себя агрессивно. Они швыряют игрушки на пол, разбивают их, рвут книжки с картинками и т. д.

Несомненно, что ребенок неминуемо столкнется с ослаблением внимания к нему со стороны родителей, даже если они и будут очень стараться не допустить этого. Поэтому в первое время после появления на свет младенца нужно смотреть на дерзкие проделки старших детей сквозь пальцы. Конечно, следует выразить свое сожаление из-за сломанной игрушки, дать оценку поведению ребенка, но необходимо избегать упреков. Ребенка нужно обезоружить особо нежным отношением. Это снимет его агрессивность. Тогда он постепенно научится откладывать на время удовлетворение своих желаний. Он уже не будет, например, просить достать ему игрушку из высокого шкафа именно в тот момент, когда мать кормит младенца, а отца нет в комнате.

В этот период учащаются случаи проявлений старшими детьми упрямства. Родители должны быть готовы к такому поведению старшего ребенка и постараться повлиять на него нежным, внимательным отношением.

К сожалению, такое, поначалу агрессивное, поведение детей часто неправильно понимается, и ребенка строго и не всегда справедливо наказывают, что только подогревает его ревность. Некоторых детей это так больно ранит, что еще долгое время они страдают от ощущения, что ими пренебрегают.

Бывает, что старший ребенок после появления нового члена семьи, приспосабливаясь к этой ситуации, снова как бы впадает в младенчество. Даже четырехлетние ночью могут намочить свою постель, хотя уже давно с ними ничего такого не бывало. Некоторые дети вдруг начинают сосать палец или требуют соску. По вечерам перед сном они пытаются любыми способами удержать родителей рядом с собой. Такое поведение детей не должно обескураживать родителей. Это всего лишь проявление реакции детей на появление нового члена семьи. Поэтому, если ребенок снова мочится в постель, его не следует ругать или наказывать.

Иногда полезно дать ребенку такую же соску, как у младенца. Когда малыш видит, что это ему не запрещают, что он тоже может временно побыть «забавным малышом», он быстрее и легче привыкает к новой ситуации в семье, потому что довольно быстро смекает: его положение старшего и независимого ребенка гораздо более привлекательно, чем положение беспомощного младенца. Конечно, маленьким детям в силу разных причин лучше не давать возможности непосредственно контактировать с младенцем, даже если родители и мечтают пробудить в старшем любовь к младшему. Дело в том, что проявление восторгов по отношению к младенцу может носить несколько грубоватый характер и даже причинить младенцу вред. Тем не менее не стоит совсем лишать ребенка возможности контактировать с маленьким. Ему можно позволить при пеленании погладить или поцеловать ручку или ножку младенца.

При этом надо показать ребенку, что и младенец, и родители рады его нежности. Такое поведение старшего ребенка следует обязательно поощрить ласками и поглаживанием, давая понять ему, что его внимание и нежность к младшему радуют родителей. Чем больше внимания и нежности проявят родители к своему старшему ребенку, тем быстрее и органичнее он привыкнет к изменениям в семье, тем лучше будет его отношение (в настоящем и будущем) к своему младшему братику или сестренке.

К оглавлению "Первые три года жизни"