Популярные и непопулярные дети
Малыш пошел в детский садик, и вдруг выяснилось, что он отнимает у детей игрушки, не может с ними подружиться и приходит домой с боевыми отметинами. Или выяснилось, что ваша малышка слишком застенчива, играет всегда одна и отказывается принимать участие в совместных играх. Проблемы в общении очевидны. Но почему? Дома их не возникало. Откуда они взялись? Как с этим справиться?
От отношений ребенка с детьми в детском саду, зависит последующее социальное и личностное развитие малыша и его дальнейшая судьба. Когда эти отношения развиваются благополучно, ребенок тянется к сверстникам, умеет с ними общаться, не обижая их и не обижаясь на них. В этом случае, можно надеяться, что и в дальнейшем никаких коммуникативных проблем у него не будет.
Групповые отношения
Устойчивые избирательные отношения существуют уже в старшей группе детсада. Ребятишки начинают занимать разное положение: одни становятся для большинства детей более привлекательными, другие - менее. Как правило, детей, к которым тянутся все остальные, называют лидерами. Феномен лидерства связывается с организацией коллективной деятельности, решением групповых задач и привязать его к группе детей детсадовского возраста сложно. Такая группа не имеет чётких задач и целей, у неё отсутствует объединяющая всех деятельность. Здесь будет правильнее говорить о популярности. В отличие от лидерства популярность бывает никак не связана с руководством над каким-нибудь процессом или решением общей задачи, но отражает симпатию к данному человеку со стороны других. Дети старшей группы уже осознанно отдают предпочтение кому-либо из сверстников или напротив, отвергают кого-то из них.
Воспитатели далеко не всегда способны дать верную оценку популярности ребёнка. Педагоги, как правило, ориентируются на воспитанность, успешность и дисциплинированность дошкольников, тогда как для детей эти качества критерием привлекательности не являются.
Причины популярности и непопулярности
Согласно проведенным психологами исследованиям наиболее существенные отличия между непопулярными и популярными детьми заключаются в эмоциональном отношении к другим детям. Предпочитаемые малыши небезразличны к деятельности сверстников, напротив они проявляют подлинный интерес к их занятиям. Эта эмоциональная вовлечённость носит положительную окраску - они хвалят, поддерживают и одобряют других детей. Тогда как непопулярные дошкольники чаще всего осуждают действия сверстников и стараются навязать свой замысел.
Популярные дети отличаются умением сопереживать. Чужие успехи не задевают и не обижают их, а наоборот радуют. Непопулярные дети безразличны к оценке сверстника, а иногда и расстраиваются из-за чужих успехов, неудачи других их радуют. Такие дети ищут недостатки у других и приводят в пример себя ("у него некрасиво, смотрите, как у меня здорово получилось").
Популярные дети отвечают на просьбы других детей, выслушивают их предложения, поддерживают их и бескорыстно отдают другим нужные им самим вещи (карандаши, сладости, игрушки). Непопулярные дети никогда так не поступают. Популярные дети, предпочитают мирное решение проблем. Непопулярные предпочитают решать конфликты угрозами и агрессивными действиями.
Нравственные качества популярных детей
Наиболее важными качествами популярных детей являются не творческие способности или интеллект, не организаторский талант и не общительность, а доброта, способность уступить и помочь, отзывчивость, доброжелательность. Эти качества базируются на личностном отношении, когда другой ребёнок не конкурент или средство самоутверждения, а уникальная и самоценная личность. Поэтому дети помогают и уступают сверстниками не воспринимают их успехи как собственное поражение. У некоторых малышей такое отношение проявляется к концу дошкольного периода и делает малыша предпочитаемым ровесниками и популярным. Это не означает, что такие детки не обижаются, не ссорятся, не спорят и не соревнуются. Однако в отличие от непопулярных малышей, для них подобные действия не является самоцелью. Отсутствие стремления всех победить и превзойти создает условия для утверждения и признания ребёнка среди сверстников.
Как помочь ребёнку стать популярным
Традиционные педагогические методы здесь бессильны. Эти проблема решается только в общении с детьми. Существует специальная программа коррекционных занятий и игр, включающая ряд этапов. Коротко рассмотрим ее.
Первый этап. Преодоление отчуждённой позиции, разрушение защитных барьеров. Страх, что тебя отвергают, недооценивают порождает стремление самоутвердиться любым способом. Зачастую это агрессивная демонстрация силы или уход в себя. Доброжелательность и подчёркнутое внимание сверстников могут помочь победить страх. Здесь могут помочь игру, в которых дети говорят друг другу приятные слова, дают ласковые имена, подчёркивать хорошие качества. Главная задача таких игр продемонстрировать "трудным" детям, что к ним хорошо относятся.
Второй этап. Помогает научить детей воспринимать сверстников правильно. Если ребёнок полностью сосредоточен на себе, внимание на других детей он обращает тогда, когда они угрожают или мешают ему. В задачу взрослого входит привлечение внимания к другим детям. Лучшим для этого способом является воспроизведение слов и действий сверстников. Здесь помогут такие игры как: "Испорченный телефон", "Зеркало", "Эхо", и пр.
На третьем этапе необходимо дать обособленному непопулярному ребёнку возможность помочь другим детям в затруднительных игровых ситуациях, выразить им поддержку. Это позволяет малышу получить удовольствие от доброго поступка. Участие в нуждах партнёра, взаимная забота создаёт чувство причастности и объединяет детей. Такая поддержка особых жертв от ребенка не требует, поскольку заключается в простых игровых действиях. Но эти действия совершаются детьми, без призывов и инструкций взрослого. Нельзя фиксировать внимание малыша на самом себе. Значительно важнее, побудить его задумываться о результатах своей деятельности и тогда ему будет гораздо легче делать что-то с другими детьми и это поможет ему завоевать их симпатию.